Правительству нужно побыстрее утвердить программу пересмотра регуляторных актов – эксперты

2 августа, 2016, 08:47 Распечатать

Результаты нормотворчества в Украине оцениваются, в лучшем случае, не до, а после принятия закона. Чаще — не оцениваются вообще.

Украине нужна реформа в сфере нормотворчества

В Украине проведение реформ всегда  происходило преимущественно хаотично, впопыхах, без надлежащей теоретической базы, а техника совершенствовалась лишь со временем, на собственных ошибках.

Украинское правовое поле требует существенной модернизации, ибо сейчас, по сути, оно представляет собой необычайно своеобразный китч законов тоталитарного СССР, "шедевров" нормотворческой техники начала 1990-х и результатов работы "бешеного принтера" нулевых ради какой-то очередной "неотложной" и "жизненно необходимой" тактической потребности (кредита, безвизового режима, выборов, назначения генпрокурора и т.п.). При этом результаты такого нормотворчества оцениваются, в лучшем случае, не до, а после принятия соответствующего закона. Чаще — не оцениваются вообще, пишут в статье "Камасутра реформ" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина" Алексей Гончарук, глава Офиса эффективного регулирования BRDO и юридический советник этого же Офиса Денис Малюська.

Эксперты рассказали, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию.

1. Прежде всего — необходимо осознание "картинки будущего", т.е. ответа на вопрос: какую конкретно систему мы хотим построить? Для этого Офисом (который представляют авторы статьи) разрабатывается Концепция эффективного регулирования, которая в ближайшее время будет представлена руководству правительства. После утверждения Концепции в течение ближайших месяцев ее нужно детализировать до уровня измеряемых операционных планов на ближайшие три года. Это избавит от необходимости составлять ежегодные дерегуляционные планы. Постепенный переход от модели "дерегуляции" к модели "лучшего регулирования" позволит сделать систему более стабильной и предсказуемой.

2. Необходимо как можно быстрее обеспечить способность государства считать качественные показатели регулирования. Для этого, в частности, должны заработать уже введенные процедуры оценки стоимости регулирования (М-тест) и появиться оценка регуляторного влияния (regulatory impactassessment) не только актов правительства, но и законопроектов. Задача эта непростая, но только таким образом можно достичь осознания целей регулирования и четко очертить проблемы, на решение которых направлено регулирование. Это значительно уменьшит поле для откровенно популистских и лоббистских инициатив и откроет возможность для реального применения инструментов тонкого налаживания системы, таких как, например, OneIn — TwoOut или Sunsetclause

3. Правительству необходимо как можно быстрее утвердить комплексную программу системного пересмотра действующих регуляторных актов, основанную на презумпции ненужности регулирования и необходимости его измеряемости. Пересмотр должен быть построен как публичный и инклюзивный процесс, промежуточные результаты которого были бы видны как можно скорее. Хорошим образцом комплексной программы могла бы быть европейская REFIT.

 4. Следует, наконец, изменить отношение к государству с узкого (государственный аппарат как таковой) на более широкое (система упорядоченных отношений, в которых государство-аппарат является лишь одним из субъектов, наряду с общественными и бизнес-объединениями). Начаться это должно с создания общего информационного поля государства и бизнеса. В условиях, когда каждый орган государственной власти (субъект законодательной инициативы), вводя регулирование, исходит из разных данных, эффективное регулирование невозможно. Здесь можно использовать как пример создание специальной онлайн платформы Kafka в Бельгии, дающей возможность общественности приобщиться к процессу реформирования бюрократических процедур и предлагать пути для упрощения хозяйственной деятельности и отмены лишних норм и правил.

Читайте также: Оптимальный сценарий земельной реформы

Конечно, упомянутыми инициативами не исчерпываются все возможные, и, на первый взгляд, их внедрение может привести к "замедлению реформ в Украине". Но, при условии надлежащей имплементации, эти инициативы дадут нам уверенность, что такие "реформы" не станут очередным "покращенням", и позволят построить осознанное регулирование, а это, в свою очередь, поможет ежегодно увеличивать его эффективность и выстраивать доверие как основу для ведения бизнеса в Украине, резюмируют эксперты. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >