24 мая в парламентском профильном комитете рассмотрели проект закона о внесении изменений в Закон Украины "О высшем образовании" в отношении Национального агентства по обеспечению качества высшего образования (проект заместителя председателя парламентского комитета А.Спиваковского и других народных депутатов, реестр. №6393 от 18.04.2017).
Как заметил главный инициатор и соавтор законопроекта А.Спиваковский, проект № 6393 предлагает "новую философию формирования нацагентства". Нынешний порядок создания НАОКВО порождает конфликт интересов между различными центрами влияния, скандалы вокруг нацагентства вспыхивают то и дело уже более двух лет. Поэтому назрела критическая необходимость пересмотреть подходы к его формированию.
Собственно, МОН еще раньше проявило инициативу, и в марте на своем сайте вывесило для обсуждения проект изменений в Закон о высшем образовании, касавшихся НАОКВО. Самое существенное в МОНовском законопроекте, что вызвало бурную реакцию широкой общественности, - незавуалированная попытка легитимизировать бывшую командно-административную схему формирования нацагентства.
Законопроект, наработанный группой народных депутатов (под ним стоят подписи 33 человек), предусматривает принципиально иной механизм формирования НАОКВО. Так, его состав должен уменьшиться до 17 человек (ныне - 25). Вместо нынешнего квотно-представительского принципа формирования нацагентства предлагается конкурсный порядок избрания членов идентификационным комитетом. Предполагается продлить срок полномочий членов агентства с трех до четырех лет. Определены требования к лицам, которые могут быть членами агентства: гражданин Украины в возрасте от 18 до 65 лет, ученое звание и научная степень, стаж работы на научно-педагогических (научных) должностях не менее пяти лет (кроме представителей студенчества). Предлагается законодательно закрепить норму о том, что члены нацагентства осуществляют свои полномочия на постоянной основе. По мнению законотворцев, это позволит избежать конфликта интересов: ведь, работая параллельно в учебном заведении или научном учреждении, невозможно быть непредубежденным и независимым экспертом.
При обсуждении законопроекта было высказано много существенных замечаний и справедливых мнений.
На из основании автор делает вывод, что "все эти разговоры о перезапуске, перезагрузке - от лукавого. Никто - ни руководители МОН и их знаменитый куратор, ни инициатор и соавтор законопроекта А.Спиваковский - не заинтересованы в быстром запуске НАОКВО. По-настоящему независимого органа с широкими контрольными и экспертными полномочиями. Члены НАОКВО Храпатый и Бондарчук одновременно являются помощниками А.Спиваковского. В идентификационный комитет предлагается ввести представителей по представлению комитета по вопросам науки и образования ВР, то есть "своих". "Главное - не создать монстра, структуру над министерством", - вырвалось у одного нардепа. Законопроект 6393 - этакая клетка для монстра, каким представляется независимое агентство "небедным" ректорам и плагиаторам. Чтобы его обезвредить, либо же - приручить.