Украина надеется, что правительство Великобритании поможет успокоить страхи капитанов судов, которые боятся входить в заминированные воды Черного моря, чтобы вывезти украинское зерно.
Согласно соглашению, под которым поставили свои подписи ООН и Турция, Москва обязалась не атаковать торговые суда, которые будут участвовать в экспорте украинского продовольствия из портов вроде Одессы, которая была заблокирована с начала российского вторжения. Об этом пишет Politico, напоминая, что война длится уже пять месяцев. Всё это время миллионы тонн украинской пшеницы и кукурузы были заблокированы в стране. Глобальные цены на продовольствие начали расти, потому что Украина – один из главных экспортеров зерна. Она обеспечивает множество зависимых от импорта стран в Африке и на Ближнем Востоке.
Россия нанесла ракетный удар по Одессе спустя несколько часов после подписания соглашения. И это подчеркивает, насколько опасна навигация в Черном море, пока продолжается война. Растет страх, что основные трейдеры дважды подумают, прежде чем отправлять свои суда в Украину. Потому что придется дорого заплатить, чтобы застраховать их. Министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков, подписавший зерновое соглашение на прошлой неделе, сказал Politico, что он ведет переговоры с правительством Великобритании о предоставлении гарантий. Эти гарантии могли бы смягчить беспокойство трейдеров.
«Мы начали такие обсуждения, но пока только с нашей стороны. Мы начнем обсуждение с Великобританией, а также с некоторыми международными финансовыми институтами», – сказал Кубраков изданию.
Министр иностранных дел Великобритании и претендент на пост главы правительства королевства Лиз Трасс пошла еще дальше, заявив во время телевизионных дебатов со своим соперником Риши Сунаком, что «было достигнуто соглашение» с Киевом по морскому страхованию, которое поможет вывезти зерно из Одессы. Лондон – глобальный центр индустрии морского страхования. Именно здесь базируются крупные игроки рынка, такие как компания Lloyd's.
«Мы поддерживаем тесный контакт со сферой страхования, чтобы обеспечить коммерческие морские гарантии для поддержки инициативы ООН по транспортировке зерна из Украины», – сообщили Politico в Министерстве иностранных дел Великобритании.
Впрочем, в противоположность словам Трасс, Кубраков в среду сказал, что ни один договор пока не был финализирован. Однако он надеется, что один из них скоро появится.
«Идея состоит не только в том, чтобы предоставить субсидии, а в обеспечении дополнительных гарантий», – пояснил он.
По словам Кубракова, Украина также хочет начать переговоры с Всемирным банком, чтобы использовать его «страховочный механизм», а также с базирующимся в Лондоне ЕБРР. Хотя в ЕБРР отвергли перспективу подобных переговоров. Аналитики считают, что вопрос уверенности морских транспортных компаний станет следующим препятствием для выполнения зерновой сделки. Именно поэтому страхование – критический фактор.
«Большой вопрос в том, как много кораблей зайдут в этот порт. Это будет лакмусовой бумажкой. Неважно, как было достигнуто соглашение, если владельцы судов и страховые компании не смогут сделать так, чтобы все цифры сошлись. Никто не захочет поставить свои корабли под угрозу», – сказал директор консалтинговой компании Green Square Agro Майк Ли.
Кубраков пояснил, что дополнительные страховые гарантии помогут снизить цену логистики и увеличить доходы украинских фермеров. Украинский депутат Лариса Билозир сказала Politico, что высокая стоимость страховки может помешать зерновому соглашению достичь своего максимального потенциала.
«До войны фрахт стоил 30 долларов за тонну, а теперь, возможно, цена вырастет до 200 долларов. Уверена, она будет в 5-6 раз выше из-за страхования и большого риска», - сказала Билозир изданию.