Politico: Как Украина могла бы вступить в ЕС, который не любит расширяться?

Поделиться
Итальянский эксперт пишет, что членство Украины трудно представить раньше чем через 10 лет, но можно применить некоторые нетрадиционные пути украинской интеграции.

Евросоюз не любит расширяться. Даже в лучшие времена расширение приводит к размыванию власти существующих членов. А если это еще и связано с экономическими издержками, сопротивление растет еще больше. К тому же, если для этого нет убедительных причин, связанных с безопасностью, и кандидаты затягивают реформы, процесс снова застывает.

Таковой была история Западных Балкан и Турции: слабее средних по ЕС экономики, слабое управление, несовершенные демократии, нерешенные конфликты и политизация расширения наряду с гарантиями безопасности, которые предоставляет членство Турции, Албании, Северной Македонии и Черногории в НАТО, а также присутствие Альянса в Косово уже давно подорвали желание расширяться.

«Однако вторжение России в Украину и возможность вступления так называемой «восточной троицы» (Украины, Молдовы и Грузии) вновь поставили вопрос расширения на европейскую повестку дня. В их случаях мы снова говорим об относительно бедных странах, хрупких демократиях и нерешенных конфликтах. И здесь ЕС также избегал бы расширения, если бы мог. Но он не может», – пишет в статье для Politico директор итальянского Института международных отношений Наталии Точчи.

Пока ни одна из стран восточного трио не имеет роскоши быть членом НАТО. На фоне же российской угрозы расширение ЕС обусловлено соображениями экзистенциальной безопасности. Итак, учитывая, что расширение должно произойти, страны-члены спрашивают себя, что это на самом деле означает. И в ближайшие месяцы и годы будет оставаться множество вопросов, на которые нужно найти ответы.

Во-первых, до какой страны расширяться? Сейчас именно восточная тройка – особенно Украина, к которой присоединилась Молдова – имеет ветер в парусах. Пока война продолжается, а восстановление остается приоритетом ЕС, вступление Украины будет главным политическим фокусом.

«Это поднимает вопрос об отделении тройки от Балкан, где императив расширения слабее, реформы проходят медленно, а урегулирование конфликтов – вяло. Однако члены блока, заинтересованные в регионе, будут настаивать на присоединении и они добьются своего », – пишет итальянский эксперт.

Точчи указывает на неслучайность того, что, когда Украина и Молдова были признаны кандидатами на вступление в ЕС в прошлом году, Босния и Герцеговина тоже получила такой статус, а Албания и Северная Македония начали переговоры о присоединении. И по мере того, как Киев и Кишинев приближаются к тому, чтобы получить зеленый свет для начала переговоров в декабре, усилия по объединению с Западными Балканами будут и дальше стимулироваться.

Однако это не означает, что в следующем десятилетии ЕС ожидает еще одно стремительное расширение с нынешних 27 до 35 или 36 стран-членов. Такой мегапакетный подход может привести к тому, что расширение снова затормозится или полностью отодвинет на второй план приоритеты реформ и процесс, основанный на правилах. И хотя сейчас расширение руководствуется логикой безопасности, это не значит, что его трансформационное обоснование будет разрушено.

«Более того, большое расширение, вероятно, произойдет через 10 или более лет, вероятно, уже после окончания войны. И есть вероятность, что к тому времени политический пыл уже иссякнет. Таким образом, те, кто верит в расширение, как и я, спрашивают себя, как можно сохранить этот импульс», – пишет Точчи.

На самом деле, при условии, что реформы ускорятся и будут продолжаться, прием малых стран, таких как Молдова на востоке и Черногория на Балканах, может состояться раньше, чем через 10 лет, таким образом, прорвав паралич ЕС.

Это связано с важным вопросом, как будет развиваться союз. Желание расширения по сути касается Украины, но Украина является самой большой и сложной страной для включения. Даже при наличии лучших намерений в Киеве, Брюсселе и других европейских столицах сложно представить, как Украина может вступить в ЕС менее чем за 10 лет. Но война происходит сейчас, следовательно, стремление к безопасности, восстановлению и демократической консолидации будет предшествовать полноправному членству страны. Итак, как выровнять ситуацию?

Здесь на помощь приходят идеи постепенной интеграции: как традиционные, касающиеся вступления в единый рынок и большего доступа к фондам ЕС, так и более инновационные, такие как включение кандидатов в Европейский зеленый курс, цифровой рынок, промышленную политику, а также внешнюю и политику безопасности.

«Пока эти секторальные соглашения не станут альтернативой членству, следует продолжать постепенную интеграцию Украины. И, возможно, другая большая страна – Великобритания – может в конечном итоге пройти подобный постепенный путь к союзу, достигнув таких секторальных соглашений в течение следующего десятилетия. Если ЕС расширится за счет нескольких (небольших) новых членов, заключив при этом такие веские соглашения с Украиной (и Великобританией) на пути к полноправному членству до 2034 года, он совершит потрясающий стратегический подвиг», - говорится в статье.

Это подводит к последнему вопросу о том, к какому именно ЕС присоединятся новые члены. В последние десятилетия отсутствие углубления интеграции стран-участниц представляли как причину или оправдание для приостановки расширения союза. Но сейчас появилось честное признание потребности в углублении именно потому, что расширение необходимо. Итак, какие реформы нужны?

Наиболее очевидная и насущная (и одновременно самая простая) касается представительства. Будет ли каждая страна-член продолжать назначать комиссара? И нужно перераспределить места в Европейском парламенте и права голоса в Европейском Совете? Здесь Лиссабонский договор сам указывает путь, по которому нужно идти. Правила установлены, и их просто нужно имплементировать, когда возникает необходимость.

Наибольшее внимание привлекает вопрос принятия решений, в частности, введение голосования квалифицированным большинством в таких областях, как внешняя политика, санкции и налогообложение. Конечно, это чрезвычайно важный вопрос сам по себе, но, по правде говоря, он не может стать условием для расширения. Единодушие замедляет процесс, но не останавливает его. Это просто хорошая идея, что блок, который готов и дальше сталкиваться с кризисами, должен быть способен реагировать на них быстро и эффективно.

«Между тем, самые сложные вопросы, особенно когда речь идет об Украине, касаются политики с большими бюджетными последствиями. Готовясь к вступлению Украины, ЕС должен будет радикально пересмотреть свою общую сельскохозяйственную политику и политику выравнивания, а также решить, как включить Киев в следующую многолетнюю финансовую программу, которая начнется в 2028 году», - говорится в статье.

Теоретически эти дискуссии должны начаться в следующем году. И ЕС может уже опоздать, чтобы полностью учесть Украину в следующем бюджетном цикле.

«Однако, учитывая то, что ЕС выделит 50 миллиардов евро на восстановление Украины в течение следующих 4 лет через механизм, подобный NextGenerationEU, и эта цифра, вероятно, еще увеличится, страна потенциально может вступить в ЕС без полной интеграции в бюджет 2028-2034 годов, учитывая роль союза во внебюджетном финансировании восстановления Украины», - предполагает Точчи.

Когда Жан-Клод Юнкер был назначен президентом Еврокомиссии в 2014 году, он создал лишний шум, заявив, что все уже и так знали: расширение не произойдет во время его каденции. Следующий президент Еврокомиссии, вступивший в должность в 2024 году, должен перевернуть заявление Юнкера с ног на голову, создав положительный ажиотаж и взяв на себя обязательства, на которые еще никто не решался: расширение состоится под его руководством.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме