Пандемия резко выталкивает нас в современный мир. Мы вынуждены меняться в ускоренном темпе и овладевать современными решениями в образовании. В 2020 году была создана Всеукраинская школа онлайн (ВШО) в телевизионном формате, уроки которой часто подвергались уничижительной критике. Но уже в конце года стартовал новый формат ВШО как цифровой платформы для учеников и учителей, созданной совместно Министерством образования и науки, Министерством цифровой трансформации и ОС «Освіторія». Об этом в своем материале пишет образовательный эксперт Татьяна Харламова.
Начали разрабатывать, снимать и загружать на платформу различные видеоуроки, конспекты, учебные тесты, дополнительные материалы для учеников 5–11 классов. Мобилизовали лучших учителей страны. Это был сложный высокотехнологичный процесс, в котором участвовали как учителя — авторы учебных курсов, так и операторы, видеоинженеры и монтажеры, редакторы, дизайнеры, методисты, менеджеры и координаторы учебных отраслей от Украинского института развития образования. Каждый урок проходил систему разных фильтров качества. Уже с самого начала было понятно, что проект нуждается в многомиллионных вложениях. К нему приобщились международные фундации — ЮНИСЕФ, фонд «Відродження» и т.п. Параллельно МОН ускорило темпы «интернетизации» всех учебных заведений, чтобы предоставить качественный Интернет каждой школе.
Казалось бы, в Украине есть инновационный проект, которому суждено развиваться. Проект вошел в список 30 лучших инновационных проектов за все годы Независимости. Но, к сожалению, за неимением средств снято всего 1800 уроков. Еще 399 должны были появиться к 1 сентября этого года, но не появятся… В нашей стране невозможны быстрые эффективные решения. Государственная система и бюрократические процедуры перераспределения бюджетных расходов, правила тендерных процедур делают наше государство неповоротливым и инерционным. И к борьбе с коррупцией, эффективному распределению бюджетных средств они не имеют никакого отношения.
А в это время другие страны вкладывают кучу денег в создание платформ для дистанционного обучения. В качестве примера можно привести Финляндию, Францию и Китай. Все эти страны давно «цифровизировали» свое образование и создали для учеников, родителей и учителей эффективные общенациональные решения. Часть этих решений было реализовано задолго до пандемии.
Совсем скоро начнется новый учебный год. И хотя сейчас все школы работают в обычном режиме, разговоры о возможной дистанционке звучат все настойчивее. Большинство школьников и родителей ее боятся. А как в других странах? Собрала все интересное о дистанционке за границей и сравнила ее с нашей Татьяна Харламова в материале «Призрак дистанционки: как к этому готовятся «у них» и как — в Украине».