Основным источником данных для ежедневных брифингов Главы Минздрава Максима Степанова по борьбе с коронавирусом является Центр общественного здоровья – созданный как правопреемник Санэпидемстанции. Среди его уставных заданий – осуществление эпиднадзора за особо опасными заболеваниями. Но достаточным объемом полномочий для этого Центр не обладает, пишет в своей статье для ZN.UA Алла Котляр.
Некоторые специалисты считают, что эпидемия продемонстрировала необходимость существования в стране институции, подобной СЭС, несмотря на всем известные изъяны. Прежде всего это необходимо потому, что Минздрав за все это время так и не разработал предусмотренный законом порядок эпидрасследований в отношении коронавируса. В таком порядке ведомство должно было четко расписать, кто проводит расследование, какие выводы делаются, что необходимо сделать для локализации очага и т.п. Подобные меры позволяют обеспечить плавную нагрузку на систему здравоохранения, превенцию. Больницы – всегда крайняя мера.
“Чтобы ответить на вопрос, нужна ли СЭС, стоит посмотреть на наших соседей, где она сохранилась. В России она трансформирована в Роспотребсоюз. В Белоруссии вообще существует как СЭС. Тем не менее и там, и там эпидемия распространяется. То есть проблемы реагирования не в отсутствии СЭС, а в том, что есть дефицит кадров, как и везде, и не совсем понятны полномочия относительно локализации вспышек, которые должны быть в этой будущей СЭС”, - отмечает экс-руководитель Центра общественного здоровья Минздрава, врач-инфекционист Владимир Курпита.
По его словам, здесь есть определенный элемент манипуляции, который используется не для того, чтобы найти пути решения, а чтобы найти виновных в ситуации, которая не контролируется правительством.
Курпита объяснил, что эпидрасследование должно происходить следующим образом: если кто-то заболел, к нему приходит эпидемиолог и определяет всех, кто был с ним в контакте в среднем за 4-5 дней до заболевания. Поскольку вирус передается воздушно-капельным путем, необходимо потенциально рассмотреть, с каким количеством людей могли контактировать особенно тесно. Однако, если человек посещал какое-то массовое мероприятие, то, скорее всего, он не знает людей, с которыми находился рядом.
“Сейчас эпидемия распространяется в больших городах, мегаполисах. Сами подходы к эпидрасследованию несколько нивелированы – этих людей выявить очень сложно. Можно было бы предложить какую-то геолокацию. Например, сотрудничать с операторами мобильной связи. Но тут вопрос к законодателям – это связано с персональными данными и необходимостью соблюдать права человека, и вызовет дискуссию в обществе”, - отмечает Курпита.
По его словам, если говорить о семейных очагах заражения, то их все таки расследуют. К этому привлекаются в том числе семейные врачи.
“Главное, что должно быть, – алгоритм, что делать дальше. Тут есть определенные ограничения. Логично было бы направить контактных на обследование, но мощности недостаточные. Поэтому используется тактика просто наблюдения. Если у вас нет симптомов, то вы находитесь на самоизоляции и отчитываетесь только тогда, когда у вас появились какие-то симптомы. В этом направлении есть недоработки”, - говорит Курпита.
Еще один вопрос – это маршрутизация пациентов. Она вроде бы прописана, но есть проблемы, связанные, скорее, даже не с организацией, а с человеческим фактором и динамикой, которая существенно меняется.
“У нас сейчас есть два варианта – или госпитализация, или изоляция дома. Но есть люди, которые проживают в общежитиях, в казармах. Сейчас вернулись студенты. Теоретически, если человек не в тяжелом состоянии, ему рекомендуются оставаться дома. Но нахождение в таких местах совместного проживания не обеспечивает надлежащую эпидситуацию. Даже если показаний для госпитализации нет. Для этой категории маршруты, мне кажется, не отработаны. По крайней мере я не знаю о том, чтобы хоть в одной из областей были предложены изоляторы именно для этой категории людей. Или, например, для заболевших одиноких людей пожилого возраста. С тем, каким образом им будет предоставляться помощь, может возникнуть проблема”, - отмечает Курпита.
Подробнее о том, что не сделала власть за 8 месяцев и что обязана начать делать прямо сейчас, читайте в статье Аллы Котляр “Коронавирус: ложная беременность власти”.