Из-за полномасштабного вторжения России в Украине растет количество людей с инвалидностью, как среди военных, так и среди гражданских.
В Министерстве здравоохранения Украины собрали советы для родителей, желающих научить детей правильно воспринимать людей с инвалидностью. Они отметили, что в таком разговоре важно прежде быть искренними, учитывать возраст и состояние ребенка, быть готовым к возможным вопросам.
Как говорить с ребенком об инвалидности
- Нормально, если вы не будете знать ответы на определенные вопросы, будьте честны с ребенком. Скажите, что сейчас у вас нет ответа, однако вы обязательно вернетесь к этой теме немного позже.
- Важно понимать, что ребенка могут интересовать детали, у него может быть много дополнительных вопросов, однако не бойтесь слова «инвалидность». Главное правило – прежде всего говорить о человеке, а не его диагнозе или состоянии здоровья: «человек с инвалидностью», а не «инвалид», «ребенок с аутизмом», а не аутист.
- Помните, что ребенку не требуются от вас энциклопедические знания. Для такой беседы достаточно научиться базовым принципам толерантности, самое главное из которых – это понимание, что люди – разные и это нормально. Все мы особенные по-своему, поэтому узнавать особенности каждого человека, учитывать их и узнавать, как живут другие люди, – это важно и невероятно интересно.
- Также важно доказать, что равное и одинаковое отношение к людям базируется прежде всего на уважении, а не на страхе или жалости. Поэтому важно видеть прежде всего человека, нуждающегося в вашей поддержке и понимании. Ведь поддержка – это уже разговор на равных.
- Объясните ребенку, что иметь отличительные черты – это не барьер или препятствие для общения. Наоборот, это новые возможности узнать что-то полезное и новое.
- Если ваш ребенок будет общаться с детьми с инвалидностью, не мешайте ему, не запрещайте, а помогайте учиться толерантному отношению.
- Если ребенок озорничает и вы волнуетесь, чтобы он не травмировался, ни в коем случае не стоит пугать его, используя фразы типа: «с таким поведением станешь инвалидом и окажешься в коляске». Это самое плохое, что вы можете сделать. Ведь это может травмировать ребенка, запугать его и сформировать у него негативное отношение к детям/людям с инвалидностью. Лучше объясните, что из-за таких действий он может травмироваться и тогда ему будет больно.
- У детей гораздо меньше стереотипов по сравнению со взрослыми. И для того, чтобы ребенка ничего не смущало или не пугало, помогите ему узнать больше о людях с инвалидностью и расскажите о вещах, облегчающих им жизнь: о колесных креслах, шрифте Брайля, слуховых аппаратах, собаках-поводырях, жестовом языке и т.д.
Как поддержать ребенка во время войны и помочь ему пережить самые сложные времена читайте в материале Ирины Королец «Учась жить во время войны, не забывайте учить жить детей. Практические советы детского психолога» на ZN.UA.