Все, что сделал патриарх Филарет, - вышел из той роли, которую ему назначили. Роли бойца идеологического фронта, непримиримого противника "московских попов", священного знамени "нашей праведной войны", "не мир, но меч" и т.п. В общем, он должен был играть по тем правилам, которые диктует "политический момент". А он взял и вышел из роли.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Екатерина Щеткина. Автор отмечает, что патриарх Филарет никогда не давал повода считать себя примитивным. Его можно упрекнуть в массе вещей, но только не в слепом следовании политическим трендам и чужим сценариям.
"Но, по всей вероятности, люди отвыкли от крупных фигур, способных вести собственную игру. Они то ли забыли, то ли не заметили, то ли сделали вид, что не замечают, что среди по-настоящему успешных проектов эпохи независимости в Украине (коих по пальцам перечесть), два - церковные: УГКЦ патриарха Гузара и УПЦ КП патриарха Филарета. Здесь не место и не время разбираться, в чем разница и почему церквям удалось сделать то, что не удалось сделать в массе других сфер общественной и государственной жизни, - это просто факт, над которым стоит подумать тем, кто строит другие проекты в Украине и даже сам "проект Украина" как таковой. И, уже конечно, тем, кто обвиняет патриарха Филарета в "зраде" или, в крайнем случае, упрекает за "ошибку"", - отмечает обозреватель.
Патриарху Филарету главное - получить автокефалию, при чем, в сущности, все равно, от кого украинская церковь ее получит - "от Москвы, Фанара или космических пришельцев". "Автокефалия - это его личная программа, в реализации которой заинтересована вся церковь. Тут "личное" и "общественное" сливается. И если Фанар считает, что патриарх Филарет для них слишком токсичная фигура, то для Москвы нет такого понятия, как "токсичность"", - говорится в статье.
Подробнее о самоопределении украинского православия читайте в материале Екатерины Щеткиной "Ересь Патриарха" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".