"Хотя закон предлагает много новых терминов и некоторые изменения, в общей сложности он получился совсем не революционным. Если вчитаться в окончательный вариант, который выносится в сессионный зал, возникает ощущение дежавю", - пишет Совсун.
Отмечается, что опубликованные в середине декабря 2019 года результаты исследования PISA показали, что 36% украинских школьников не владеет базовыми знаниями по математике. По мнению Совсун, такая информация должна была бы стимулировать народных избранников к более решительным изменениям.
"PISA доказала, что кризис в среднем образовании значительно глубже. Однако страх сложных изменений зачастую оказывался сильнее", - заявила депутат.
Неизменным остается и подход к определению содержания образования. Как и прежде, Кабмин утверждает Государственный стандарт, а МОН разрабатывает на его основе типовую образовательную программу, которая определяет распределение учебных часов между предметами и годами обучения и содержит перечень утвержденных учебных программ.
"Увидим ли мы обещанную еще в 2017-м педагогическую автономию; сможет ли учитель выбирать из десятков учебных программ - или и далее будет ограничен одной; будет ли у учеников и родителей возможность выбирать интересные и актуальные предметы - или и дальше, вплоть до университета, дети будут двигаться по образовательной траектории, определенной за них министерством?", - задается вопросом автор.
Мало что меняется и для педагогов. Система управления школой, набор полномочий остались прежними, как и принцип формирования зарплаты.
Закон также оставляет два инструмента для оценки учителей – сертификацию и традиционную аттестацию. Это дублирование было заложено еще в законе "Об образовании" 2017 года.
В обсуждениях предостерегали, что такое дублирование должно быть временным, но без конкретизации на уровне законодательства. Обновленная система оценивания учителей должна была гарантировать, что каждый человек, который работает с детьми, будет крепким профессионалом, а также выставлять беспристрастную и справедливую оценку профессиональных качеств учителей.
Руководство МОН неоднократно заявляло о том, что сертификация должна быть обязательной. Но новый закон сохраняет "временную" систему с дублированием инструментов оценивания учителей. Сертификация и дальше будет добровольной, аттестация, на которую звучало много нареканий, остается без изменений.
Отметим, проект закона "О среднем образовании" на третьем году реформы дошел до финальной стадии и вскоре должен быть одобрен в парламенте. Подробнее о реформировании образования читайте в статье Инны Совсун "Революция в школе отменяется" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".