Существует несколько причин, почему в приложении «Дія» может не генерироваться COVID-сертификат. «Зеркало недели» собрало в одном месте несколько пояснений от Национальной службы здоровья, что делать в таких случаях.
Дублирование медицинских карт
Иногда медработники вносят информацию о прививках в неактуальную медицинскую карточку в электронной системе здравоохранения. Дубли медкарт появляются тогда, когда на приеме врач вместо того, чтобы обновить информацию в актуальной онлайн-медкарте, регистрирует человека как нового пациента, соответственно создает дубликат. К примеру, пациента до 14 лет зарегистрировали в системе по свидетельству о рождении, а затем он получил паспорт и новый врач внес о нем данные как о новом пациенте. Или пациент сменил фамилию и вместо обновления существующей медкарты для него создали новую.
Что делать
- убедиться, что данные пациента действительно внесли в неактуальную карту (позвонить семейному врачу или контакт-центр НСЗУ по номеру 16-77);
- подать официальное обращение в НСЗУ об объединении медицинских карт (не об удалении дубля, потому что так можно потерять часть медицинской истории). Обращение может быть в произвольной форме, в нем следует указать актуальный номер паспорта и индивидуальный налоговый номер. Копии этих документов следует добавить к обращению. Отправить обращение можно либо на info@nszu.gov.ua, либо по почте на адрес: Киев, пр-кт Степана Бандеры, 19, 04073.
Ошибка в записи о вакцинации
Медработник, осуществлявший вакцинацию, мог неправильно указать личные данные пациента, название или партию вакцины и так далее.
Что делать
- Если вакцинацию проводил семейный врач, следует обратиться к нему.
- Если прививка получена в пункте массовой вакцинации, в памятке о вакцинации есть фамилия и место работы врача, который вносил в систему данные - нужно обратиться туда. С собой нужно взять паспорт гражданина Украины и идентификационный код.
Внести или исправить данные о вакцинации имеет полномочия только врач, который её проводил. Другие врачи, сам пациент или НСЗУ не имеют такой технической возможности. Такое ограничение необходимо для защиты пациента, ведь если кто-то случайно удалит его данные в электронной системе, восстановить их будет невозможно.
Ошибка в декларации до момента вакцинации
Иногда в декларациях бывают неточные данные – опечатки, фактические ошибки или устаревшая информация (например, если человек сменил фамилию). Чтобы этого не было, НСЗУ призывает пациентов внимательно читать декларацию сразу после ее заключения.
Что делать
В отличие от изменения информации о вакцинации, которую может осуществить только тот врач, который прививал, ошибку в декларации может изменить любой врач, зарегистрированный в электронной системе здравоохранения.
Важно, чтобы врач исправил ошибку в регистрационных данных, а не создавал новую декларацию.
Прививки разными вакцинами
Некоторые пациенты в Украине получают прививки разными вакцинами против COVID-19. К примеру, если одна из вакцин закончилась или у человека была аллергическая реакция на первую дозу прививки.
Сертификат о вакцинации может не сгенерироваться, если вакцина официально не признана в Украине или комбинация вакцин не соответствует действующим правилам сочетания. Сейчас в Украине разрешается делать вторую прививку вакцинами Moderna или Pfizer, если первая доза была одним из трех препаратов: AstraZeneca, Moderna или Pfizer. Вакцину CoronaVac комбинировать нельзя.
Что делать
Это самый сложный случай. Единственное, что предлагает НСЗУ - следить за изменениями в нормативно-правовых актах по признанию вакцин против COVID-19. После признания вакцины или её права на комбинацию можно будет сгенерировать COVID-сертификат.
Конечно, можно сделать еще одну прививку – «правильной» вакциной, но пока в Украине не вакцинировалось большинство населения, «простым смертным» это делать не позволяют. Хотя украинскому телеведущему Владимиру Остапчуку, которому «срочно» нужно было сгенерировать COVID-сертификат для отдыха в Париже, удалось сделать третью прививку вакциной Pfizer. До этого он был вакцинирован препаратом CoronaVac.