Украина взяла на себя обязательства сотрудничать с Международным уголовным судом (МУС), и выполнять его решения. И на сегодняшний день МУС может начать расследование относительно преступлений, совершенных в Украине из-за российской агрессии, пишет в своей статье для ZN.UA заместитель генпрокурора Гюндуз Мамедов. Для этого вполне достаточно Заявления Верховной Рады о признании государством юрисдикции Международного уголовного суда, которе парламент принял в 2015 году.
А утверждения о том, что ратификация Римского статута это единственная возможность уголовного преследования на международном уровне являются манипуляцией, отметил прокурор. Хотя ратификация статута все же и является важным шагом, который расширит права Украины.
О готовности МУС вести расследование по Украине свидетельствует последний его отчет. В документе отмечено, что в течение 2020 года Офис прокурора Международного уголовного суда и в дальнейшем будет анализировать способность украинской системы правосудия самостоятельно расследовать соответствующие категории преступлений. Это необходимо, чтобы окончательно можно было решить, какие дела необходимо расследовать непосредственно Международному суду, а в каких хватит расследования на национальном уровне.
В то же время Мамедов отметил, что никакой международный трибунал, несмотря на чрезвычайную сложность его образования, не сможет стать абсолютной панацеей в вопросе привлечения ответственности виновных в особо тяжких преступлениях.
"Даже МУС не по силам уделить внимание всем многочисленным фактам нарушений международного гуманитарного права (МГП), он скорее сфокусируется на среднем и высшем звеньях военных преступников", - объяснил прокурор.
С 2014 года украинские правоохранители вместе с правозащитными организациями подали в МУС 13 информсообщений, среди которых семь относительно Крыма. В сообщениях о преступлениях на территории аннексированного полуострова говорится о следующем:
- о фактах использования Россией гражданского населения полуострова в качестве "живых щитов" во время военных действий активной фазы оккупации Крыма в феврале-марте 2014 года;
- принудительном призыве крымчан на службу в вооруженных силах РФ;
- выдворении и депортации жителей Крыма на основании решений судов оккупационной власти;
- насильственном перемещении осужденных в пенитенциарные учреждения, расположенные на территории страны-агрессора;
- экспроприации имущества.
Относительно Донбасса в МУС передали документы относительно:
- обстрелов объектов гражданской инфраструктуры;
- убийств и пыток военнослужащих и гражданских;
- преступлений в отношении детей.
Последнее сообщение, направленное в МУС 2019 года, касалось внесудебных смертных казней девяти военнослужащих Вооруженных сил Украины представителями пророссийской организованной группы "Казачий союз "Область войска Донского" во время боев за Иловайск в 2014 году и Дебальцево в 2015 году.
Подробнее о том, почему Украина должна идти собственным путем в решении проблемы привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении военных преступлений и преступлений против человечности читайте в статье Гюндуза Мамедова "Неотвратимость наказания" для ZN.UA.