Конституционный Суд Украину 21 июля признал часть положений по реформе полиции неконституционными. Однако это не решение о "неконституционности аттестации", как можно услышать, пишет Евгений Крапивин, эксперт Центра политико-правовых реформ в своем Facebook.
"Что случилось? КСУ по делу по конституционной жалобе Бивалькевича Б.В. (бывшего чиновника МВД, полковника) признал неконституционными п. 8 раздела ХИ Закона Украины "О Национальной полиции"... относительно предупреждения об увольнении полицейских в связи с образованием Национальной полиции. В то же время эти положения Закона теряют силу со дня принятия этого Решения и не распространяются на правоотношения, возникшие до дня его принятия и продолжают существовать », - пишет эксперт.
Он также объясняет суть изменений.
«Аттестации полиции предшествовало освобождение всех милиционеров из МВД. Со дня опубликования Закона "О Национальной полиции" (6.08.2015 г.) все работники считались такими, что предупреждены о возможном предстоящем увольнении по сокращению штатов. КСУ констатировал, что этим нарушен принцип юридической определенности, который является составной верховенства права (ст. 8 Конституции), ведь что значит "возможно" и "будущее" освобождение непонятно, тем более, что всех уволили, а другое положение Закона устанавливает в общих чертах процедуру будущего трудоустройства в полиции в течение трех месяцев (до вступления в силу Закона 07.11.2015 г.), которая противоречит этому положению (п. 4 решения) », - отметил он.
По его словам, процедура увольнения и перехода в Нацполицию была нечеткой, милиционеры не могли предвидеть своих действий на основании положения Закона за его противоречивое содержание. К тому же у Верховной Рады нет полномочий предупреждать об увольнении (увольнять) массово людей с должностей, для этого должно быть индивидуальное оповещение заранее.
Относительно аттестации полицейских он добавил: «Квалификации полицейских посвящена ст. 57 Закона "О Национальной полиции" и она не является предметом рассмотрения настоящего Решения. Этот механизм конституционный и может примениться и в дальнейшем (правда с тем подзаконным регулированием, которое сейчас есть, ни в коем случае его применять не надо). С другой стороны он настолько проблемный, что "провальность" аттестации заранее была известна и сознательно подстроена теми, кто разрабатывал подзаконный акт о порядке аттестации (приказ №1465) ».
Кроме того, он назвал смысл данного решения КСУ: «Действительно, наши реформаторы то уверены, что Верховная Рада может через переходные и заключительные положения Закона увольнять и директоров ГБР (это не так), и 15000 прокуроров. Однако это противоречит гарантиям неувольнения от должностей этих людей, в том числе и трудовым правам. В этом ценность этого Решение КСУ - указать, что это не полномочия парламента ».
О том, что делать с «плохими» прокурорами, полицейскими читайте в материале Евгений Крапивин для ZN.UA - «Казус Авакова».