"Этим решением Конституционный Суд Украины признал не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) положения пункта" а "статьи 54, статьи 55 Закона Украины" О пенсионном обеспечении от 5 ноября 1991 года № 1788-ХII с изменениями (далее - Закон 1788), внесенными законами Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения" от 2 марта 2015 № 213-VIII (далее - Закон 2013), "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" от 24 декабря 2015 № 911-VIII (далее - Закон 911) ", - говорится в сообщении.
Отмечается, что законом № 911, в частности, установлено как дополнительное условие для назначения пенсии за выслугу лет достижения возраста 50 лет для работников летного и летно-испытательного состава, и 55 лет для работников образования, здравоохранения и социального обеспечения, а также артистов театрально-концертных и других зрелищных заведений, предприятий и коллективов.
Согласно же статье 51 Закона № 1788 пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан, занятых на работах, выполнение которых приводит к потере профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту.
То есть, как пояснили в суде, в указанной норме речь идет о работах, которые имеют непосредственное влияние на здоровье работника и могут привести к потере профессиональной трудоспособности (способности выполнять работу по профессии) до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту, а следовательно, к невозможности эффективно выполнять работу без ущерба для собственного здоровья и безопасности окружающих.
"Из изложенного следует, что утрата профессиональной трудоспособности или пригодности не связана с достижением работником определенного возраста, поэтому не может быть условием для назначения пенсии за выслугу лет", - констатировали в КСУ.
Конституционный Суд исходит из того, что установление как дополнительного условия для назначения пенсии за выслугу лет до достижения возраста 50 лет и 55 лет нивелирует сущность права на социальную защиту.
Кроме того, по мнению КСУ, повышение на 5 лет возраста выхода на пенсию для женщин, а также увеличение на 5 лет общего и специального стажа работы, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет для отдельных категорий работников, являются, лишающих указанных лиц права на социальную защиту и не отвечают конституционным принципам прав и свобод человека, социального государства. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным, окончательным и таким, что не может быть обжаловано.
Подробнее о том, какие изменения ждут пенсионеров в 2019 году читайте в статье Юлии Дузь "Осовременивание пенсии" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".