Истребитель с бортовым номером 70 принадлежал 831 бригаде тактической авиации, дислоцированной в Миргороде Полтавской области. Командовал экипажем летчик 1-го класса, заместитель главы воздушного командования "Восток" полковник Иван Петренко.
Имя и звание погибшего пилота Национальной гвардии США не сообщается, но известно о том, что все участвующие в учениях американские летчики имеют за плечами не менее 1500 часов полетов на истребителях.
Су-27 - многоцелевой всепогодный истребитель четвертого поколения, разработан ОКБ "Сухого". Предназначен для завоевания превосходства в воздухе, эксплуатируется с 1985 года, окончательно недостатки были устранены к 1990 году. Су-27УБ – учебно-боевая модификация истребителя.
Что произошло
По данным очевидцев из числа жителей Уланова, самолет начало "крутить" в небе над селом, пилоты уводили его дальше от жилых домов, в поле. Они также рассказали о том, что самолет был на низкой высоте, врезался в землю и загорелся
В свою очередь командир ВК "Восток", генерал Олег Струцинский отверг версию о возможной технической неисправности истребителя, так как вся авиация проверялась перед учениями. По его словам, "неисправный самолет даже теоретически не мог быть допущен к полету".
"Этот вылет был ознакомительный, не самый сложный... подготовленный пилот, есть малая вероятность того, что это могла быть ошибка пилота", - пояснил он. Добавив при этом, что погибший Петренко был высококлассным летчиком, одним из лучших в Украине. И у него был допуск к любым полетам на всех самолетах этого класса.
Представители Воздушных сил ВСУ сообщили журналистам о том, что перед падением пилоты не сообщали о неисправности или опасности. "На записях нигде нет каких-то криков или предупреждений от пилотов перед падением, то есть ничего не было сказано о неисправности или опасности", - рассказали "Громадському" источники в ВС ВСУ. Фактор непонимания они также исключили: погибший Петренко хорошо знал английский язык и мог свободно общаться с американским коллегой.
Кроме того, за месяц до начала учений состоялось распределение: какие украинские пилоты будут пассажирами американских F15, а какие американские летчики – украинских Су-27.
Реакции и расследование
По факту крушения истребителя Военная прокуратура Винницкого гарнизона начала производство по статье 416 Уголовного кодекса Украины - нарушение правил полетов или подготовки к ним. Следователи изъяли летную документацию и документы на Су-27 на аэродромах в Миргороде и Староконстантинове Хмельницкой области (по данным следствия, с этого аэродрома истребитель поднялся в воздух).
"Сейчас продолжаются допросы свидетелей относительно обстоятельств вылета борта, его технического состояния на момент вылета, данных объективного контроля и др.", - сообщили прокуроры. Место аварии оцеплено, продолжаются следственные действия. Тела погибших летчиков найдены.
В России, гражданские и военные самолеты которой регулярно попадают в аварии, традиционно негативно прокомментировали крушение украинского Су-27.
"Их ржавые, на ладан дышащие самолеты могут создавать только аварийные ситуации. Летчики НАТО по налету часов, подготовке лучше… Учиться у них (ВС ВСУ - ред.) нечему", - заявил глава комитета Государственной думы РФ по обороне, экс-командующий Воздушно-десантными войсками России Владимир Шаманов.
В свою очередь бывший конструктор ОКБ "Сухого" Павел Лукашевич заинтересовался ролью второго летчика. "Где он сидел, и передавалось ли ему управление? Второе, какая у них была программа полета?.. И третье, самое главное: почему летчики не воспользовались системой катапультирования", - задался вопросом Лукашевич.
Тем временем командование Военно-воздушных сил США ограничилось сдержанным комментарием. "Мы видели сообщения, в которых говорилось о жертве из США, и можем подтвердить, что в инцидент был вовлечен американский военнослужащий", - сообщили военные. Пообещав предоставить больше информации после проведения тщательного расследования.
"Чистое небо-2018": учениям быть?
Многонациональные учения "Чистое небо-2018" стартовали в Украине 8 октября. Они должны были продлиться до 19 октября на аэродромах в Староконстантинове и Гавришовке Винницкой области.
В этом году в них принимают участие американские истребители F-15 144 истребительного крыла Национальной гвардии штата Калифорния. Также задействованы военно-транспортные самолеты KC-135 и C-130J и беспилотные летательные аппараты MQ-9 и около 950 военнослужащих.
Утром в среду, 17 октября, общее руководство учений "Чистое небо-2018" решило продолжить полеты всех типов авиатехники, несмотря на катастрофу. И подчеркнуло тот факт, что вся авиатехника, которая используется на учениях, соответствует техническим требованиям и прошла необходимые разрешительные процедуры. Однако позже было принято решение свернуть учения.
"Мероприятия, которые были запланированы на 18-19 октября на аэродромах Староконстантинова и Гавришовки с участием представителей средств массовой информации во время многонациональных учений "Чистое небо-2018" проводиться не будут", - сообщила пресс-служба Командования Воздушных сил ВСУ.