Украинцы уверены, что могут отличить правду от лжи, но 40% никогда не проверяют информацию — исследование

Поделиться
Лишь 18% украинцев проверяют информацию всегда.

Большинство украинцев не проверяют полученную информацию на достоверность и остаются уязвимыми к дезинформации, несмотря на высокую уверенность в собственной способности отличить правду от фейков.

Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного группой "Рейтинг" по заказу ОО "Львовский медиафорум" и International Media Support. Исследование проходило с 1 по 13 апреля среди граждан в возрасте от 18 лет, кроме жителей оккупированных территорий. Опрос является репрезентативным по полу, возрасту и типу поселения. Выборка — 2000 респондентов, погрешность — не более ±2,2%.

Результаты исследования показывают, что наше общество чрезмерно доверяет любой информации, несмотря на ее происхождение, не прилагает усилий для проверки ее на правдивость, не учится отличать факты, фейки и манипуляции.

В частности, вопросы о проверке фактов в сочетании с проверкой уязвимости к дезинформации показали безосновательную уверенность значительной части украинцев в том, что они могут отличить правду от фейков.

Почти 40% респондентов никогда не проверяют достоверность информации, 18% делают это всегда. Чаще проверяют достоверность информации жители Запада, молодежь (18-29 лет), респонденты с высшим образованием, а также военные и ветераны. 35% считают, что им легко или скорее легко отличать правдивую информацию от ложной в медиа, 28% — что им это делать трудно или скорее трудно. Те же группы, за исключением жителей Запада, сообщили, что им легко отличить ложную информацию: чаще так говорили молодые респонденты (18-29 лет) и опрошенные среднего возраста (30-39 лет), респонденты с высшим образованием и военные/ветераны.

Социологическая группа "Рейтинг"

Часть людей считает, что их собственная интуиция подскажет им, где неправда. Но нынешние технологии уже находятся на таком уровне, что распознать манипуляцию, подделку или откровенную ложь становится все труднее, а искусственный интеллект уже привлекается для создания соответствующего контента. Кроме того, дезинформация всегда маскируется под патриотические нарративы.

Проверки достоверности информации из медиа с использованием собственной интуиции и опыта являются самыми распространенными практиками (34%), К интуиции чаще обращаются опрошенные старших возрастных групп (от 40 лет и старше), в частности пенсионеры, а также люди с инвалидностью. 25% опрошенных сравнивают информацию из нескольких источников.

Сравнивают информацию с сообщениями нескольких авторитетных источников жители Запада, Центра и Киева, молодежь (18-29 лет), респонденты
с высшим образованием, а также студенты и предприниматели. К поиску первоисточников прибегают 14%, чаще это молодежь (от 18 до 29 лет) и средние возрастные группы (от 30 до 49 лет), респонденты с высшим образованием, а также военные и ветераны.

Появление информации во многих новостях и социальных сетях считают критерием ее достоверности 10%. Чаще это жители Запада и приграничных территорий, молодежь (от 18 до 29 лет), менее образованные респонденты, а также ветераны и военнослужащие. Обращаются за помощью к родственникам/знакомым 10%, чаще это респонденты старшего возраста (60 лет или более), менее образованные респонденты и пенсионеры, люди с инвалидностью, домохозяйки и студенты.

Социологическая группа "Рейтинг"

На основе результатов опроса исследователи выделили категории уязвимости. Оказалось, что более уязвимые к дезинформации люди чаще являются русско- или двуязычными, живут на территории приграничных и прифронтовых регионов, принадлежат к менее состоятельным и менее образованным группам. По полу и возрасту эта группа разнородна. Уязвимые респонденты значительно меньше поддерживают вступление Украины в ЕС и НАТО, а также действия действующей власти. Около половины респондентов из этой группы считают, что восстановление дружеских отношений с россиянами после завершения войны невозможно; в то же время по этому показателю они уступают неуязвимым.

К категории "уязвимых" относятся респонденты, средние значения ответов которых тяготеют скорее к дезинформации; таких оказалось 59%. В то же время респонденты, чьи ответы преимущественно ближе к правдивым оценкам, относятся к категории "неуязвимых" — они составляют 41% респондентов.

Социологическая группа "Рейтинг"

Уязвимые респонденты реже просматривают общественно-политические новости и отличаются более низким уровнем доверия к медиа. В то же время они оценивают собственную способность отличить правдивую информацию от ложной так же высоко, как и неуязвимые. При оценке достоверности информации они несколько чаще опираются на собственный опыт и интуицию и реже сравнивают информацию в разных источниках.

Эксперты напоминают: наиболее надежный способ проверить правдивость сообщения — найти первоисточник и оценить его достоверность. Но поскольку это требует усилий и времени, таких людей в нашем обществе всего 14%. Часто бывает, что данные из первоисточника существенно отличаются от того, что подается в перепечатанном виде — из-за плохого перевода, неправильно расставленных акцентов, просто неправильного перевода перепечатки.

Напомним, во время войны, которую ведет в Украине Россия, враг постоянно распространяет дезинформацию в сети, чтобы дестабилизировать или запугать украинцев. Есть несколько советов, как не стать жертвой дезинформации.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме