Большинство украинцев не проверяют полученную информацию на достоверность и остаются уязвимыми к дезинформации, несмотря на высокую уверенность в собственной способности отличить правду от фейков.
Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного группой "Рейтинг" по заказу ОО "Львовский медиафорум" и International Media Support. Исследование проходило с 1 по 13 апреля среди граждан в возрасте от 18 лет, кроме жителей оккупированных территорий. Опрос является репрезентативным по полу, возрасту и типу поселения. Выборка — 2000 респондентов, погрешность — не более ±2,2%.
Результаты исследования показывают, что наше общество чрезмерно доверяет любой информации, несмотря на ее происхождение, не прилагает усилий для проверки ее на правдивость, не учится отличать факты, фейки и манипуляции.
В частности, вопросы о проверке фактов в сочетании с проверкой уязвимости к дезинформации показали безосновательную уверенность значительной части украинцев в том, что они могут отличить правду от фейков.
Почти 40% респондентов никогда не проверяют достоверность информации, 18% делают это всегда. Чаще проверяют достоверность информации жители Запада, молодежь (18-29 лет), респонденты с высшим образованием, а также военные и ветераны. 35% считают, что им легко или скорее легко отличать правдивую информацию от ложной в медиа, 28% — что им это делать трудно или скорее трудно. Те же группы, за исключением жителей Запада, сообщили, что им легко отличить ложную информацию: чаще так говорили молодые респонденты (18-29 лет) и опрошенные среднего возраста (30-39 лет), респонденты с высшим образованием и военные/ветераны.
Часть людей считает, что их собственная интуиция подскажет им, где неправда. Но нынешние технологии уже находятся на таком уровне, что распознать манипуляцию, подделку или откровенную ложь становится все труднее, а искусственный интеллект уже привлекается для создания соответствующего контента. Кроме того, дезинформация всегда маскируется под патриотические нарративы.
Проверки достоверности информации из медиа с использованием собственной интуиции и опыта являются самыми распространенными практиками (34%), К интуиции чаще обращаются опрошенные старших возрастных групп (от 40 лет и старше), в частности пенсионеры, а также люди с инвалидностью. 25% опрошенных сравнивают информацию из нескольких источников.
Сравнивают информацию с сообщениями нескольких авторитетных источников жители Запада, Центра и Киева, молодежь (18-29 лет), респонденты
с высшим образованием, а также студенты и предприниматели. К поиску первоисточников прибегают 14%, чаще это молодежь (от 18 до 29 лет) и средние возрастные группы (от 30 до 49 лет), респонденты с высшим образованием, а также военные и ветераны.
Появление информации во многих новостях и социальных сетях считают критерием ее достоверности 10%. Чаще это жители Запада и приграничных территорий, молодежь (от 18 до 29 лет), менее образованные респонденты, а также ветераны и военнослужащие. Обращаются за помощью к родственникам/знакомым 10%, чаще это респонденты старшего возраста (60 лет или более), менее образованные респонденты и пенсионеры, люди с инвалидностью, домохозяйки и студенты.
На основе результатов опроса исследователи выделили категории уязвимости. Оказалось, что более уязвимые к дезинформации люди чаще являются русско- или двуязычными, живут на территории приграничных и прифронтовых регионов, принадлежат к менее состоятельным и менее образованным группам. По полу и возрасту эта группа разнородна. Уязвимые респонденты значительно меньше поддерживают вступление Украины в ЕС и НАТО, а также действия действующей власти. Около половины респондентов из этой группы считают, что восстановление дружеских отношений с россиянами после завершения войны невозможно; в то же время по этому показателю они уступают неуязвимым.
К категории "уязвимых" относятся респонденты, средние значения ответов которых тяготеют скорее к дезинформации; таких оказалось 59%. В то же время респонденты, чьи ответы преимущественно ближе к правдивым оценкам, относятся к категории "неуязвимых" — они составляют 41% респондентов.
Уязвимые респонденты реже просматривают общественно-политические новости и отличаются более низким уровнем доверия к медиа. В то же время они оценивают собственную способность отличить правдивую информацию от ложной так же высоко, как и неуязвимые. При оценке достоверности информации они несколько чаще опираются на собственный опыт и интуицию и реже сравнивают информацию в разных источниках.
Эксперты напоминают: наиболее надежный способ проверить правдивость сообщения — найти первоисточник и оценить его достоверность. Но поскольку это требует усилий и времени, таких людей в нашем обществе всего 14%. Часто бывает, что данные из первоисточника существенно отличаются от того, что подается в перепечатанном виде — из-за плохого перевода, неправильно расставленных акцентов, просто неправильного перевода перепечатки.
Напомним, во время войны, которую ведет в Украине Россия, враг постоянно распространяет дезинформацию в сети, чтобы дестабилизировать или запугать украинцев. Есть несколько советов, как не стать жертвой дезинформации.



