Власть в Украине условно принадлежит народу.
Три Майдана, 10 лет войны, калейдоскоп президентов — всего этого оказывается недостаточно, чтобы 33 года «блужданий по пустыне» вывели нас в мир государств модерна.
Де-факто власть в Украине — как и 33 года назад — принадлежит тем, кто «хакнул демократию», и тем, кто слепо следует за ними.
То есть коррупционерам, бандитам, популистам и невеждам.
Комсомольцы, объединившись с бандитами, законсервировали коррупционно-силовую часть государства, популисты балансируют между ними, бюрократами (броня хрупкого государства, предотвращающая какие-либо изменения) и узенькой прослойкой либералов. Последним выделены сектора реформ, которые не задевают основ коррумпированного государства и скорее служат тому, чтобы ни гражданское общество, ни международные партнеры не имели достаточно аргументов для смены политической власти.
И, кажется, коррупционно-силовая часть государства победила.
Разочарованное общество больше не ждет ничего хорошего от грядущих выборов. Налицо прогрессирующая общественная деградация: невежество, желание молодежи выехать из Украины, ощущение отсутствия светлых перспектив, сокращение ожидаемой продолжительности жизни.
Время от времени лидеры разных общественных групп встречаются и разочарованно смотрят на пустые листы со списком представителей общественного сектора, которые могут реально победить на грядущих выборах.
А международные партнеры, если и не говорят о failed state публично, в то же время уже и не рассчитывают на наше быстрое взросление.
Да — демократия. Да — невероятная стойкость. Да — свобода слова. Даже да — борьба с коррупцией, выполнение структурных маяков в разных программах. Но от таможни до вооруженных баронов, от «Энергоатома» до ОП — в каждой сфере остается ощущение, что все нужно начинать строить с нуля.
Неслучайно уже 10 лет мы обсуждаем то, что Украине нужно переосновать государство — начиная с Конституции и заканчивая построением принципиально новых, компактных и инклюзивных институтов.
Что будет, если мы не пересоберемся?
Что будет, если… Если бизнес не начнет финансировать аналитические центры и политические движения? Если общественные объединения не научатся отстаивать общую позицию — и прежде всего договариваться о ней? Если мы не начнем работать над коммуникацией: каналами, смыслами, гражданским просвещением? Если патриотические, умные, успешные люди не начнут готовиться идти на государственную службу и в политику в составе сильных, координированных и мотивированных команд? Если успешные мэры не научатся мыслить в масштабах страны? Если молодые люди не будут видеть в Украине будущего для себя?
В таком случае Россия победит. Даже если не захватит наши земли. Даже если мы не будем покупать российский газ и не будем смотреть русскоязычный КВНоподобный контент.
Мы проиграем нашу победу, если не сможем модернизировать Украину.
Мы Майдан за Майданом меняем власть, а она становится такой же, как и предыдущая. Почему? Возможно, потому, что она и есть мы? Осознание этого после разговора с одним мудрым человеком заставляет меня еще раз повторить: или мы меняемся сами как граждане и как общество, или доморощенные путины-януковичи уничтожат Украину.
Напишу еще раз, чтобы была четко понятна моя позиция. Инерционный сценарий для Украины — это бентега (полный п…).
Это территория ресурсов (земли, воды, ископаемых) для ловких соседей. Это территория варваров между двумя цивилизациями.
Если мы — гражданское общество — не научимся не расходиться после побед (на Майданах, на выборах, в войне), то будем «блуждать по пустыне», снова и снова возвращаясь к Майданам и войнам. Если мы не научимся оставаться субъектами после побед — нашими победами будет пользоваться бандитско-силовая часть государства. Все то качество власти — хотя и с другими лицами — будет воссоздавать себя.
У нас не было сотен лет беспрерывной государственности, у нас мало профессиональных государственных менеджеров и нет настоящих политических элит.
Иван Франко и Андрей Шептицкий, Сергей Жадан и Евгений Глибовицкий — во все времена есть неординарные личности. Но столетие за столетием не формируется настоящая политическая элита. Видение формирует и спускает к исполнению метрополия. А нашим смыслом становится «просто оставьте нас в покое».
В инерционном сценарии наша деградация — это человеческий ресурс (который уже невозможно назвать капиталом), который ворует на всех уровнях, понимает только силу, попрошайничает, живя на подачки власти. Это местные бароны, замещающие собой справедливость. Это забронзовелая власть, подпитывающая патернализм общества и меняющая свободу слова на право каждому по мелочи воровать (немного в налогах, немного в другом).
Но мы можем сломать инерционный сценарий
Что делать? Какую страну мы должны построить, кто такие мы и как нам это удастся?
Тем, кто любит через метафоры о «розовых пони» разрушать стремления других совершать настоящие прорывы, предлагаю на полчаса позволить себе конструктивно помечтать. Мне несколько раз в жизни повезло делать прорывы, когда окружение скептически называло меня мечтателем. Так, я первым в Украине в 1991 году начал продавать программное обеспечение и фактически сформировал рынок ПО (кстати, это была программа проверки украинских текстов — тогда это еще не было затребовано). И еще в 1994 году продавал Apple свои разработки. Мы первыми в Украине начали для всего мира переносить софт с платформы на платформу. Мы смогли запустить Prozorro и земельную реформу. И таких команд в Украине — десятки. Беда, скорее, в нашем неверии и в том, что подавляющее большинство талантов реализуется за пределами государства.
Если вложить видение Украины в четыре коротких пункта, то вот оно:
- Страна возможностей — созидания, инноваций, развития, предпринимательства; с глобальной субъектностью, развитым человеческим капиталом, предпринимательской и инновативной культурой;
- Человекоцентричное государство — сервисное, с инклюзивными институтами и равными «правилами игры», такое, которое заботится о тех, кто не может позаботиться о себе, и гарантирует возможности для остальных;
- Безопасная среда защищенных прав и свобод;
- Ответственные граждане — ответственные за свое развитие, благосостояние, образование и здоровье семьи.
Такая Украина стоит того, чтобы в нее возвращаться, чтобы в нее инвестировать, в ней рожать детей, стремиться приобщиться к ней талантам и инноваторам со всего мира.
В такой стране будут большие проекты. Большие проекты, значимые для всего мира.
Украина будет экспортировать безопасность, будет центром формирования новой мировой архитектуры безопасности и центром противодействия кибервойнам. Контроль над ИИ-оружием — более сложный, но надежнее, чем контроль над распространением ядерного оружия — будет рождаться в Украине. Так же, как и технологии и средства дистанционной войны — ОПК, основанный на роботах, БПЛА и прочее.
Центр новой зеленой энергетики, в частности преобразования Украины в зону энергобезопасности ЕС.
Мы теряем территории для традиционного сельского хозяйства. Соответственно, наш путь — новые агротехнологии и принципиально новый foodtech — новая еда, от «человеческого корма» на новых протеинах до еды с программированными свойствами (coloring food, технологии 4D-печати еды и т.д.). Партнер по продовольственной безопасности для Саудовской Аравии, Катара и ОАЭ.
Логистически-производственный центр для азиатских стран в ориентации на рынок ЕС. Общий с партнерами по ЕС стратегический вектор поставок в Африку.
Ракетостроение. Не только баллистические ракеты, которые будут уничтожать вражескую инфраструктуру, но и возвращение в космос с коммерческим ракетостроением легких и средних ракет.
Новая экономика. Украина станет площадкой для экономических экспериментов с виртуальными активами, новыми бизнес-моделями: все как сервис (EaaS), прибыльная бесплатность (freemium, F2…), новый уровень партнерств (кластеризация, D4C, HwH и прочее).
То, что мы умеем делать круто на уровне малого бизнеса (кофейни, крафтовые продукты, персональные и профессиональные сервисы) и в IT, с соответствующими стратегиями сможет стать предметом глобальной конкурентоспособности.
Наша предприимчивость и адаптивность — значительное конкурентное преимущество в Новом мире.
И именно это дает нам основания наконец перестать догонять и начать формировать новую реальность.
Геймификация, массовая персонализация, выстраивание горизонтальных связей — то, что мы уже умеем, — становится затребованным в глобальной экономике, бизнесе, политике, построении сообществ.
Но кто-то должен стать субъектом создания новой Украины.
Фактически субъектную позицию по модернизации Украины заявило на Майдане 2013/2014 гражданское общество. Но что в 2014-м, что 2019-м достижения, стремления и активизм общества утилизировали политики и их технологи.
При действующих инерционных сценариях то же произойдет весной/осенью 2025 года (когда бы ни состоялись следующие выборы).
Веер квазиветеранско-волонтерских партий, слабость среднего бизнеса, атомизация антикоррупционных движений, молодежь за границей, голосование за сладкие обещания — и вот «неожиданно» партии «Дія», «Мрія», «Армія+», «блок Зе» и «блок При» формируют якобы коалицию во главе с мономеньшиством.
И это лучший сценарий по сравнению с тем, что рисует динамика текущей социологии разочарований и общественной деградации.
Но невероятное чудо Украины — нам удается избегать самых плохих сценариев. Горизонтальность общества, стремление к свободе, самоактивация делают невозможным проигрыш прошлому.
Но и не гарантируют победу будущего.
Для этой победы нужен субъект, которым может стать только само гражданское общество.
Многие мои коллеги не верят в это, указывают на то, что больше 60 тысяч украинских ОО неспособны объединиться, атомизированы, давно превратились в «грантоедов», слабые, инфантильные, не понимают сложности государственного управления и т.д. Что, дескать, «вайбер-чатики ОСМД» и есть отражение нашей невозможности.
Но если посмотреть на гражданское общество не сквозь призму его институций (ОО), а через понятия «видение» и «совместные действия», то представление может измениться.
Мы смогли уже дважды согласовать общее видение Украины — в 2014 и 2023 годах.
Смогли найти механизмы принятия общих решений — не в формате «самый умный», а в формате «Дельфи», когда важны аргументы, а не история тех, кто их приводит.
Так появились общий Манифест «Луганская декларация», Коалиция бизнес-сообществ за модернизацию Украины с единым пониманием экономических политик, Альянс ведущих аналитических центров с механизмом согласования экономических реформ, Коалиция ветеранских организаций.
Следовательно, договариваться и действовать совместно гражданское общество учится и поэтому точно будет становиться состоятельнее.
Конечно, его будут пытаться поссорить.
ОП уже показал такой подход, создав Совет по вопросам поддержки предпринимательства при президенте Украины — пренебрегая существующей институционализацией бизнес-среды: институтом бизнес-омбудсмена, Коалицией бизнес-сообществ за модернизацию Украины (а это 98 бизнес-сообществ, таких как CEO Club, СУП, ТПП, Board), ФРУ, УРБ, ACC, EBA.
Но эти попытки ослабить бизнес пока не сработали. Бизнес-сообщества, несмотря на это, не допустили принятия регрессивного законопроекта о БЭБ, не соглашаются на другие антиреформы, которые власть пробует легитимировать через Совет (к персональному составу которого, кстати, у предпринимателей позитивное отношение — но ведь речь идет о создании инклюзивных институтов, а не об удобстве для менеджеров президента).
Итак, что нужно сделать, чтобы гражданскому обществу стало все равно, кто сейчас президент, кто сформировал коалицию в Верховной Раде и кого назначили премьер-министром? Чтобы любая власть в стране реализовывала интересы именно проактивной прогрессивной патриотической части общества?
Чтобы в безопасной глобальной Украине возможностей человекоцентричное государство заботилось, способствовало и действовало совместно с ответственными гражданами?
План совместных действий — 12 тезисов
А. Субъективизация
- Международное представительство. Формирование горизонтальных связей с международными организациями, аналитическими центрами, бизнес-сообществами. Формирование связей с международными партнерами на уровне государственных и международных институций.
- Реализация протестных действий — не закрывать глаза на действия и решения власти, противоречащие интересам гражданского общества, не прощать нарушение общественных красных линий. Не молчать, не бояться, не откладывать протест на «лучшие времена».
- Формирование коалиций и согласование позиций между коалициями: бизнеса, ветеранов, громад, антикоррупционных общественных организаций, медиа, аналитических центров, волонтеров, профессиональных сообществ и т.п.
- Защита общественных активистов, журналистов и предпринимателей от рисков — развертывание единой системы быстрого реагирования, физической и репутационной защиты.
Б. Влияние на власть
- Развертывание медиаплощадок. В условиях ограниченного ресурса построение сети каналов проверки и распространения информации. Финансирование независимых медиа — чтобы они оставались независимыми.
- Реализация системных проектов типа «Видение Украины-2035», новой национальной экономической стратегии, либеральной налоговой реформы, административной реформы, стратегии развития человеческого капитала и т.д. — инклюзивно, в конструктивном взаимодействии с президентом, правительством и Верховной Радой.
- Формирование общественного правительства. Не в формате «теневого правительства», которое могут создавать оппозиционные политические силы. А в формате платформы аналитических центров, способных анализировать текущую ситуацию, формировать и согласовывать государственные политики, мониторить их выполнение действующим правительством.
- Содействие формированию реальной коалиции в Верховной Раде. При наличии 240 патриотических прогрессивных депутатов, которые способны договариваться и не готовы больше быть инструментом в играх «эффективных менеджеров», — содействие формированию парламентской коалиции, которая включала бы разные фракции. Фактически объединилась бы ради формирования не «лоскутного» Кабмина, а профессионального Правительства национального спасения и модернизации. На первом шаге достаточно иметь поддержку 100 депутатов, которые согласятся начать процесс формирования коалиции.
В. Получение власти
- Объединение региональных общественных организаций. Недопущение очередной утилизации общественной энергии через олигархические проекты, реинкарнацию дискредитированных политических проектов или проекты местных баронов. Для этого необходима межрегиональная координация и выполнение следующего пункта.
- Внедрение института праймериз. В частности, внедрение амнистии доверия в условиях атомизации общества и конкурса проектов на смену приоритету медийности.
- Интеллектуальное, организационное, кадровое содействие формированию новых политических партий. Поддержка тех партий, которые соглашаются базировать программы на видении и государственных политиках, разработанных в гражданском обществе. Для реализации плана — обеспечение консолидации финансового ресурса бизнеса (сеть фондов).
- Медиация создания коалиций в среде политических партий. С учетом будущего ландшафта выборов — обеспечение прохождения в Верховную Раду широкого спектра политических сил, способных выполнить доизбирательные обещания и сформировать коалицию ради модернизации Украины (видение).
Полноценная реализация плана с учетом нехватки лидерства в гражданском обществе маловероятна. Но даже хаотичная совокупность правильных действий приближает нас к тому моменту, когда гражданское общество станет настоящим заказчиком политики в Украине.
Делаем то, что должны, а прогрессивный «черный лебедь» появится в уже подогретом политическом озере.
Нам больше нечего терять. Украина должна стать The Next Big Thing (новой большой возможностью) для мира. Проводником к Новому миру — как бы амбитно это ни звучало. Это единственная стратегическая победная альтернатива для нас.