Громады сейчас, как никогда ранее, сталкиваются с беспрецедентными вызовами из-за полномасштабной войны. От проблем уничтоженной инфраструктуры, дефицита человеческих ресурсов и до вызовов, связанных с релокацией бизнеса или созданием необходимых условий для военнослужащих и их семей.
Для более глубокого понимания этих вызовов и определения потребностей для их решения Альянс украинских университетов при поддержке Международного фонда «Відродження» провел глубокое исследование в двенадцати выбранных громадах, каждая из которых имеет уникальный опыт. Городки были выбраны для изучения из-за их разнообразия — от тыловых регионов (Ивано-Франковская, Львовская, Ровненская области) до прифронтовых зон и громад, которые были деоккупированы (Черниговская, Сумская, Харьковская, Днепропетровская области). Это дает возможность увидеть более широкую картину вызовов, с которыми сталкиваются разные регионы Украины. Особое внимание было уделено выявлению конкретных потребностей громад в трех ключевых направлениях: устойчивость, развитие и восстановление. Исследование проводили в феврале–апреле 2024 года команды университетов, входящих в Альянс. В процессе глубокого погружения в жизнь громад был собран широкий спектр данных, включая статистические показатели и индивидуальные отчеты каждой громады. В частности исследование показало, что устойчивость остается самой критичной проблемой на третьем году полномасштабной войны. Большинство опрошенных громад (восемь из двенадцати) считают устойчивость самым высоким приоритетом.
Потребность в устойчивости
Устойчивость громады измеряется ее способностью реагировать на чрезвычайные ситуации и кризисы. Исследование показало, что жители оценивают уровень устойчивости своих громад по нескольким ключевым показателям: реакции власти, эффективности информирования и качеству укрытий. Удовлетворенность жителей реакцией власти на чрезвычайные ситуации варьировалась: громады Львовской области получили более низкие оценки, в то время как прифронтовые громады Днепропетровской — более высокие.
Качество и доступность укрытий были важной темой для обсуждения. В прифронтовых громадах укрытия были подготовлены лучше, что важно для защиты населения. Самые высокие показатели по этим критериям были в громадах Днепропетровской области. Вместе с тем громады в тылу чувствовали нехватку качественных укрытий (самую плохую оценку качества и доступности укрытий имела тыловая громада во Львовской области). Этот аспект подчеркивает необходимость инвестирования в повышение безопасности жителей независимо от географического расположения громады.
Недостаточная готовность к кризисным ситуациям наблюдается также в сфере IT-систем и резервного копирования данных. Во многих громадах тестирование IT-систем не проводят надлежащим образом, что повышает риски их функционирования во время чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем обеспечение громад источниками питания для органов местного самоуправления было оценено положительно, что свидетельствует об определенном уровне подготовки к возможных кризисам. Привлекает внимание и то, что в ряде громад (в частности в громадах Сумской области, у которых или был опыт оккупации, или они расположены не очень далеко от границы с Россией) меньше чем половина представителей органов местного самоуправления отметили, что создали запасы товаров первой необходимости.
Один из ключевых аспектов устойчивости — информирование населения о чрезвычайных ситуациях. В некоторых громадах жители получают оперативную и точную информацию, которая помогает им вовремя реагировать на кризисные ситуации. Вместе с тем в других громадах есть проблемы с коммуникацией, что, как следствие, создает дополнительные риски.
Общественная устойчивость — еще один элемент, который измеряли индексом, учитывающим уровень доверия жителей к местной власти и их готовность принимать участие в общественных инициативах. Результаты показали, что громады с высоким уровнем общественной устойчивости имеют лучшие показатели реагирования на чрезвычайные ситуации, поскольку жители активнее вовлечены в процессы принятия решений и взаимодействия с властью. Громады, имеющие самые плохие оценки по этому показателю, указывали на ощущение изолированности населенного пункта от остальной громады или области. Эти громады расположены в Сумской и Черниговской областях, находившихся в зоне оккупации или боевых действий. Возможно, такие показатели связаны с потенциальной угрозой возобновления боевых действий на этих территориях и общим неблагоприятным географическим положением этих громад. Здесь тоже одни из самых высоких показателей, в сравнении с другими громадами, по планам выезжать из громады, даже без изменений ситуации в сфере безопасности. Иногда ответы жителей определенной громады, проживающих в сельской местности и городе(ах), отличались. Так, в громаде Черниговской области устойчивость как критическая потребность преобладала именно у жителей села. Исследовательская команда объясняет это тем, что у жителей сельских территорий меньший доступ к коммуникациям, а следовательно, потребность во время кризисных ситуаций чувствуется особенно остро.
Источник: построено на основании отчетов. Красный цвет указывает на плохую оценку громады по тому или иному показателю, желтый — на посредственную, зеленый — на хорошую.
Потребность в развитии
Развитие громады включает обеспечение качественных услуг, таких как образование, здравоохранение, коммунальные услуги и поддержка бизнеса. Согласно исследованию, жители чаще всего удовлетворены качеством среднего образования и коммунальных услуг. Особенно высоко оценивали водоснабжение и теплоснабжение, которое является критическим для обеспечения базовых потребностей населения.
Оценка качества среднего образования выявила, что большинство громад обеспечивает высокий уровень обучения. Это важный показатель, поскольку образование — фундамент для развития будущих поколений. Но есть проблемы с доступностью образовательных заведений в некоторых регионах, в частности в сельской местности.
Здравоохранение тоже важный аспект развития громад. Исследование выявило, что жители удовлетворены качеством медицинских услуг, но есть проблемы с доступностью медицинских учреждений и недостаточным количеством медицинских работников. Особенно это чувствуется в громадах, расположенных вблизи линии фронта, где медицинские учреждения часто повреждены или разрушены.
Уровень качества коммунальных услуг, таких как водоснабжение и теплоснабжение, получил высокие оценки от жителей. Это свидетельствует о том, что большинство громад эффективно справляется с обеспечением базовых потребностей населения. Но проблема с дорожной инфраструктурой остается одним из главных вызовов. Плохое качество дорог усложняет логистику и доступ к основным услугам, что отрицательно влияет на качество жизни.
Оценки потребности развития для жителей, полученные в громадах, в целом типичны и не привязаны к региону: громады на западе страны не отличаются по оценкам развития от прифронтовых или имевших опыт оккупации. Вместе с тем в некоторых из них есть свои специфические проблемы. Так, в двух громадах Днепропетровской области довольно низко оценили сферы спорта и дошкольного образования. В громаде Львовской области были зафиксированы проблемы с теплоснабжением. В половине громад жители довольно негативно оценивали сферу инклюзивности и безбарьерности общественных пространств.
Бизнес — основа экономики, а следовательно, всесторонняя поддержка местных предпринимателей будет способствовать повышению состоятельности громады. В частности представители бизнеса отмечали необходимость снижения арендной платы за коммунальное имущество и предоставления льгот на уплату местных налогов. Это поможет создать благоприятные условия для развития предпринимательства и экономического роста громад. Многие респонденты отметили, что местная власть должна активнее поддерживать бизнес-инициативы и делать акцент на развитии малого и среднего бизнеса.
Для комплексной картины был опрошен и общественный сектор. Среди основных вызовов — нехватка финансирования для реализации собственных проектов. Общественные активисты подчеркнули важность поддержки местной властью инициатив, направленных на развитие громады, что будет способствовать их успешной реализации. Сотрудничество между общественными организациями и местной властью является ключевым фактором для эффективного решения социальных проблем и улучшения качества жизни жителей, а также дает возможность значительно расширить возможности для привлечения ресурсов.
Источник: Опрос жителей громад. Вопрос включал такие варианты ответов: 1 — Ужасно; 2 — Плохо; 3 — Средне; 4 — Хорошо; 5 — Отлично. Усредненная оценка является средним арифметическим числовых кодов ответов респондентов в громаде.
Потребность в восстановлении
Восстановление громад после разрушений, вызванных войной, — критически важный аспект исследования. Восстановление инфраструктуры, жилых домов и других важных объектов — приоритетная задача для громад. Обеспечение финансирования для реализации проектов по восстановлению является главным вызовом, поскольку многие громады не имеют достаточных ресурсов для самостоятельного покрытия этих потребностей. Необходимо привлекать дополнительные средства из государственного бюджета и от международных организаций, а также улучшать координацию между разными уровнями власти и организациями для эффективного восстановления.
Важный аспект восстановления — планирование и управление ресурсами. Громады, имеющие четкие планы по восстановлению и стратегии управления ресурсами, демонстрируют высший уровень эффективности в решении проблем. Это включает инвентаризацию существующих ресурсов, определение приоритетных направлений восстановления и привлечение необходимых средств для реализации проектов.
К украинским громадам сейчас приковано большое внимание международных партнеров, а следовательно, важно использовать это окно возможностей, совершенствуя навыки реализации проектов и эффективно сотрудничая с международными организациями. Это поможет привлечь не только финансовую поддержку, но и экспертизу и технологии, необходимые для восстановления инфраструктуры и улучшения качества жизни жителей. Громады должны активно искать возможности для сотрудничества и привлекать международные ресурсы для реализации своих проектов.
Специфические потребности отдельных групп
Внутренне перемещенные лица (ВПЛ) и военнослужащие вместе с их семьями составляют значительную часть населения многих громад. ВПЛ больше всего нуждались в дополнительной помощи с поиском жилья, компенсации платы за жилье и дополнительных образовательных услугах. Многие ВПЛ сталкиваются с трудностями в поиске работы из-за отсутствия необходимых навыков или возрастных ограничений. Среди громад-участниц исследования девять из двенадцати принимают у себя внутренне перемещенных лиц. Их доля варьируется от 1 до 15% от общего количества населения. В большинстве громад доля ВПЛ, которые полностью или частично не чувствуют поддержку громад, находится на уровне 8–16% (четыре громады), в двух громадах — на уровне 30% и в одной — более 50%. Еще в двух громадах доля ВПЛ, не чувствующих поддержку, меньше 5%. Интересно, что самую низкую оценку поддержки от громады получила только одна — та, которая включает областной центр.
Семьи военнослужащих больше всего нуждались в денежной и медпомощи. Отмечено, что многие из этих семей не чувствуют надлежащей поддержки со стороны громады, что может быть связано с недостаточной осведомленностью об их потребностях. Для этих категорий населения необходимо создавать специальные программы поддержки, включая психологическую помощь и реабилитационные мероприятия.
Психологическая поддержка является важным элементом помощи для ВПЛ и семей военнослужащих. Война вызывает значительные психологические травмы, требующие квалифицированной помощи. Громадам важно обеспечивать доступ к психологическим услугам и создавать программы реабилитации, которые помогут людям справиться с последствиями войны.
Образовательные потребности ВПЛ тоже требуют особого внимания. Многие дети из перемещенных семей имеют сложности с доступом к образованию из-за переезда и адаптации к новой среде. Нужно рассмотреть возможность обеспечения дополнительных образовательных услуг и поддержки для этих детей, чтобы они могли успешно интегрироваться в новые школы и продолжать обучение.
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на значительные трудности, многие громады демонстрируют высокую способность к адаптации и развитию. Важным условием для успешного преодоления вызовов является повышение уровня взаимодействия между центральной властью и ОМС, бизнесом и общественными организациями, а также привлечение внешних ресурсов и экспертизы. Привлечение общественности к процессу принятия решений — тоже важный элемент для обеспечения прозрачности и подотчетности власти.
С полным обобщающим отчетом об исследовании потребностей территориальных громад для устойчивости, восстановления и развития можно ознакомиться по ссылке.
Справка: В Альянс украинских университетов весной 2023 года объединились шесть заведений высшего образования — Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко (Киев), Киевская школа экономики (Киев), Национальный технический университет «Днепровская политехника» (Днепр), Национальный университет водного хозяйства и природопользования (Ровно), Сумской государственный университет (Сумы) и Украинский католический университет (Львов).