Бронеавтомобиль КрАЗ "Спартан", который зимой 2014-15 годов был представлен украинским военным, ненадежен и не отвечат потребностям армии, утверждается в расследовании "Информационного сопротивления".
"Первый недостаток, который массово стали замечать бойцы – слабая ходовая часть. Кроме того, без специализированных СТО, оснащенных компьютерной техникой, обслуживать КрАЗ "Спартан" оказалось невозможно. (...) В результате всего в течение месяца у одной из бронемашин отвалилось колесо, а к концу января 2015-го, сообщали СМИ, вышли из строя 12 и 14 переданных силам АТО бронемашин КрАЗ "Спартан"", - пишут журналисты.
Как отмечается в статье, новый броневик появился на свет в 2012 году под названием Streit Group Spartan и был изготовлен в Канаде на базе шасси машины Ford 550. По сих пор в нем только 20% украинских комплектующих.
"В 2014 году производство таких машин уже с названием КрАЗ "Спартан" было начато в Украине, и уже в январе 2015, по результатам эксплуатации первых 15 образцов, был выявлен ряд серьезных конструктивных и тактических недостатков", - отмечает автор.
Более того, эта машина в принцыпе не задумывалась для масштабных военных операций.
"Многие эксперты видели корень всех зол в том, что компания Streit Group, являющаяся разработчиком броневика, ранее не специализировалась на военной технике, и сам "Спартан" предназначен, скорее, для патрулирования в городских условиях, переброски отрядов спецназа, который, в случае чего, может воспользоваться автомобилем как прикрытием", - подчеркивается в расследовании.
Представители ИС со ссылкой на собственные источники среди военных, которые работали с новинкой, опубликовали список ее недочетов:
- отсутствие возможностей для переговоров между пулеметчиком и командиром экипажа;
- на скорости 50-80 км/ч по неровной дороге руль выбивает из рук водителя;
- в зимнее время, когда пулемет находится в боевом положении, в салоне очень холодно (кроме тех случаев, когда машина оборудована комплексом "Сармат");
- нет противотуманных фар;
- броневик, который с боекомплектом и личным составом весит до 10-12 т, имеет слишком слабое сцепление колес с грунтом, на подъемах возникают трудности;
- не предусмотрена система пожарогашения в моторном отсеке.
Данный список, по их словам, имеет "еще более сотни значительных "багов"".
В 2014-м Минобороны заключило контракт с ПАО "АвтоКрАЗ" на поставку 30 "Спартанов" на сумму 146,5 млн гривен по цене 4,55 млн гривен за единицу и заказ был уже почти полностью оплачен.
"Впоследствии, не имея никаких на то оснований, поставщик, подписавший контракт с МОУ, решил…перенести сроки выполнения контракта и поднять цену на злополучные бронеавтомобили. До 5,5 млн грн за штуку!", - возмущается автор.
В КрАЗе машину неудачной не считают. Генеральный директор автозавода-производителя Роман Черняк в интервью СМИ ранее заявил, что "ни один автомобиль не вышел со строя и не был направлен к нам на доработку". По его словам, производитель четко придерживается оговоренных требований и постоянно совершенствует машину. Хотя директор КрАЗа признал, что завод ранее не занимался бронеавтомобилями, он связал скандалы вокруг нового боевого автомобиля с тем, что "некоторые, увидев оборонные бюджеты, тоже захотели выйти на этот рынок".
В ноябре 2014 года Дмитрий Менделеев в своей статье для ZN.UA писал, что чиновники из Минобороны закупили партию британских бронемобилей Saxon, разработаных более 50 лет назад.
"По тактико-техническим характеристикам Saxon AT-105 - это скорее полицейский бронетранспортер с правым рулем, а его броня весьма слабенькая и позволяет спасти экипаж лишь от пули калибра 7.62. Да еще принятие этой техники на вооружение армии потребует выделения дополнительных средств из госбюджета на организацию на базе воинских частей элементарного обслуживания, не говоря уже о ремонте", - говорилось в статье.
При этом контракт на закупку техники был заключен с нарушениями, а "военные прокуроры посчитали, что "Укринмаш" вместе с "Укроборонпромом" на этой сделке за свои услуги получит более 7,8 млн грн прибыли".