Из-за полномасштабного вторжения РФ, в Украине претерпел изменения образовательный процесс. Так, из-за ситуации с безопасностью в некоторых областях, занятия в школах проходили в онлайн-режиме. В прошлом году Министерство образования и науки освободило учеников четвертых и девятых классов от составления государственной итоговой аттестации (ДПА). В Украинском центре оценивания качества образования (УЦОКО) рассказали, будут ли проводить ДПА в 2025 году для 4 и 9 классов.
Несмотря на проведение пилотирования отдельных составляющих государственной итоговой аттестации весной 2024 года, в УЦОКО отказался от масштабирования проекта в 2025 году на всех учеников 4 классов.
«Сейчас очевидно то, что в 2025 году вводить такую оценку для всех четвертоклассников не уместно, но важно продолжить работу по усовершенствованию модели оценивания», – говорится в сообщении.
В УЦОКО отметили, что прорабатывают результаты пилотирования ДПА по математике, украинскому языку и чтению в 4 классах, которое состоялось в мае этого года для 2000 учеников из 39 школ из разных регионов.
Так, в 2025 году УЦОКО планирует проведение второго этапа пилотирования государственной итоговой аттестации (ДПА-4) для учеников четвертых классов.
Данные, полученные по его итогам, не отразятся на итоговых оценках учащихся. Результаты ДПА будут использованы для уточнения подходов к оценке, разработки модели тестирования, которая должна обеспечивать полный охват обязательных результатов обучения, определенных новым Государственным стандартом начального образования и действующими образовательными программами для начальной школы.
В УЦОКО добавили, что разработка модели государственной итоговой аттестации на этапе завершения соискателями базового среднего образования (ДПА-9) является большим вызовом, чем ДПА-4.
«Это связано прежде всего с тем, что количество образовательных отраслей, которые должны быть охвачены ДПА, по существу больше, по сравнению с начальным звеном образования, а также тем, что итоговая аттестация на уровне 9-х классов должна обеспечить объективную оценку ученичества, независимо от того, по каким образовательным программам оно училось», – говорится в сообщении.
Также специалисты рассказали, каким может быть формат оценивания и представления результатов.
«Итоговая аттестация должна проходить на компьютерной основе, а результаты по итогам оцениваний должны быть доступны разным субъектам образовательного процесса (в зависимости от их сферы ответственности), чтобы помогать их выстраивать политики для улучшения качества образования. Понятно, что проведение ДПА-9 на компьютерной основе связано со многими проблемами — начиная с качества техники в заведениях и завершая соблюдением академической добродетели во время проведения тестирований и т.д. Таким образом, процесс имплементации новой модели ДПА-9 будет продолжительным многолетним процессом», – пояснили в Центре.
В УЦОКО добавили, что планируют в 2026 году попросить некоторые учебные заведения присоединиться к пилотированию ДПА-9.
«Как и в случае с ДПА-4, участие в пилотировании будет добровольным, а результаты будут использоваться только для совершенствования разрабатываемых подходов. Кроме оценок по языково-литературной и математической отраслей, позже планируем обеспечить разработку оценок по гражданской и исторической, иноязычной, а также естественных образовательных отраслей», – резюмировали в специалисты.
Ранее генеральный директор директората профессионального предвысшего, высшего образования МОН Олег Шаров сообщил, сколько участников НМТ не сдали тест в этом году.