Стоимость строительства новой ветки метро на Виноградарь в Киеве выросла на 8 млрд грн, что значительно превышает предварительные сметные расчеты.
Об этом стало известно по результатам аудита, проведенного Государственной аудиторской службой Украины, которая проверила финансовую деятельность коммунального предприятия "Киевский метрополитен".
По данным аудиторов, общая стоимость строительства метро выросла почти до 14 млрд грн, что более чем в 2,5 раза превышает первоначально запланированные 5,9 млрд грн. Это явилось следствием задержек в выполнении работ и ненадлежащего использования бюджетных средств подрядной организацией АО "Киевметрострой", не выполнившей договорные обязательства.
"Просроченный долг в 4 млрд грн, отсрочка строительства важной транспортной артерии столицы и удорожание на 8 млрд грн – результат "бизнес-схем" недобродельного подрядчика АО "Киевметрострой" и бездействия столичных властей", – говорится в сообщении Госаудитслужбы.
Как выяснили аудиторы, в 2018-2019 годах "Киевметрострой" получил авансовые платежи из городского бюджета в размере 2,59 млрд грн, однако значительную часть этих средств использовали не по назначению. Вместо продолжения строительства Сырецко-Печерской линии метро подрядчик разместил 1,7 млрд грн на депозитных счетах в ПАО АБ "Укргазбанк". Кроме того, бюджетные средства направлялись на оплату аудиторских, юридических и консультационных услуг, страхование финансовых рисков и предоставление беспроцентной финансовой помощи другому лицу.
Несмотря на это, в декабре 2019 года "Киевский метрополитен" дополнительно перечислил подрядчику еще 1,41 млрд. грн., из которых освоено лишь 44,1 млн. грн. В результате возникла просроченная задолженность почти в 4 млрд грн, что значительно усложнило процесс завершения строительства.
Госаудитслужба подчеркнула, что возобновление работ теперь обойдется бюджету значительно дороже из-за задержек и нецелевого использования средств. Стоимость строительных работ за последние шесть лет (с 2018 по 2024 год) выросла на 8 млрд грн, что привело к значительному превышению первоначальной сметы.
Напомним, в январе 2018 года "Киевский метрополитен" объявил тендер на продолжение ветки метрополитена в сторону киевского массива "Виноградарь". Две станции метро планировали сдать в конце 2020 года. Тогда в тендере победил "Киевметрострой", предложивший за строительство двух станций на 12 млн гривен меньше ожидаемой суммы.
В ноябре 2018 года городской голова Виталий Кличко объявил о начале строительства. Однако в январе 2020 года в компании сообщили, что строительство метро на Виноградаре катастрофически отстает от графика и задерживается по меньшей мере на год. Тогда же суд арестовал счета "Киевметрострой" из-за растраты средств на строительстве метро на Виноградаре. Выяснилось, что чиновники "Киевметростроя" отмывали проценты из более миллиарда выделенного бюджета на строительство Сырецко-Печерской линии метрополитена. Они получили 95% аванса на строительство и часть этой суммы положили на депозит в банк – это 1,7 млрд. долларов.
В декабре 2023 года КП "Киевский метрополитен" через суд расторг договор с АО "Киевметрострой" из-за неудовлетворительных сроков выполнения подрядчиком строительных работ.