Где-то это уже было: что изменит законопроект о Военной полиции

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Где-то это уже было: что изменит законопроект о Военной полиции © depositphotos/Aleksashka_

На днях Верховная Рада в первом чтении поддержала законопроект о Военной полиции. Чем поможет новый правоохранительный орган украинской армии и есть ли необходимость в его образовании, по крайней мере в том виде, как прописано сейчас? Разберемся в инициативах законотворцев.

Международный опыт и Украина

В большинстве развитых стран правоохранительные органы с военным статусом функционируют в структуре национальных вооруженных сил. Безусловно, в каждой юрисдикции свои особенности, начиная с названия и заканчивая причинами возникновения, историей и функциями. Например, в Соединенных Штатах Корпус военной полиции армии США (The United States Army Military Police Corps) создан в 1941 году. На сегодняшний день он насчитывает около 30 тысяч человек личного состава, а в его функции входят: охрана стратегических объектов военного значения, сопровождение военного транспорта, профилактика и прекращение правонарушений среди военнослужащих, конвоирование военнопленных и другие.

В Германии Фельдъегерская служба (Feldjägertruppe) функционирует с 1955 года и сейчас насчитывает около 4,5 тысячи человек личного состава. Среди ее функций: поддержание или восстановление военного порядка и дисциплины, охрана инфраструктуры и имущества Бундесвера, безопасность движения военного транспорта, охрана публичных мероприятий при участии Бундесвера и т.д. Национальная жандармерия во Франции решает задачи в интересах вооруженных сил, а также выполняет значительный объем полицейских и административных функций.

Что касается Украины, то пока новый законопроект о Военной полиции не проголосуют в целом и пока он не вступит в силу, ряд функций, аналогичных приведенным выше, в ВСУ выполняет Военная служба правопорядка (ВСП). У этой службы нет полномочий на проведение оперативно-розыскных действий, привлечение виновных военных к ответственности, расследования.

Что нового

Если кратко охарактеризовать законопроект №6569-д о Военной полиции, то фактически новый правоохранительный орган будет наделен несколько расширенным перечнем функций, в отличие от ВСП. Так, если в Законе Украины «О Военной службе правопорядка в Вооруженных Силах Украины» перечень функций ВСП состоит из 21 пункта, то в законопроекте о Военной полиции зафиксировано 30 таких пунктов.

Как отмечали авторы законопроекта, при его написании они основывались на стандарте НАТО AJP-3.21 «Союзная доктрина объединенных сил НАТО о военной полиции». Согласно этой доктрине, специально назначенный военный персонал выполняет пять основных функций: полиция; поддержка мобильности; безопасность; задержание; обеспечение стабильности.

Таким образом, согласно законодательной инициативе, среди полномочий Военной полиции будут:

  • предупреждение, выявление и прекращение уголовных и административных правонарушений в Министерстве обороны Украины, Вооруженных силах Украины и Государственной специальной службе транспорта (ГССТ);
  • открытие производств по делам об административных правонарушениях;
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • обеспечение правопорядка и военной дисциплины среди военнослужащих, военнообязанных и резервистов при прохождении ими сборов;
  • превентивная и профилактическая деятельность, направленная на предотвращение уголовных и других правонарушений;
  • защита жизни, здоровья, прав и законных интересов военнослужащих, а также военнообязанных и резервистов при прохождении ими сборов;
  • контроль над выполнением законодательства о безопасности дорожного движения во время использования транспортных средств МОУ, ВСУ, ГССТ и других военных формирований, а также другие.

Анализ юриста-военного: нестыковки и противоречия

Один из авторов этого текста — действующий военнослужащий и юрист в сфере уголовного права, а в прошлом еще и сотрудник (на то время) Генеральной прокуратуры Украины. А следовательно, как человек, который сейчас проходит военную службу и не по слухам разбирается в принципах работы правоохранительных органов, может сказать, что, по его личному мнению, законопроект еще сырой и требует основательной доработки.

Прежде всего возникает ряд вопросов о полномочиях потенциально нового правоохранительного органа.

Юрисдикционная избирательность. В частности, как уже отмечалось, Военная полиция будет осуществлять полномочия в отношении Минобороны, военнослужащих ВСУ, ГССТ. А под чью юрисдикцию в таком случае подпадают военнослужащие Национальной гвардии, Государственной пограничной службы, Службы безопасности Украины?

И хотя в статье 1 законопроекта о Военной полиции отмечается, что ее назначение — это обеспечение правопорядка в Минобороны, Вооруженных силах и ГССТ, но уже в статье 16 «Реализация полномочий Военной полиции» законодатель предоставляет новому органа право проверять документы и обыскивать военнослужащих «других военных формирований». То есть НГУ, ГПС, СБУ.

Очевидно противоречие, возникшее из-за урезанного «функционала», которым законодатель наделил Военную полицию. Однозначно эту нестыковку следует устранить.

Безупречная репутация: кто решает? В законопроекте указано, что на должности руководителей подразделений Военной полиции могут назначать граждан с «безупречной репутацией». Сразу возникает вопрос: а по каким критериям определяется, безупречна ли у человека репутация? Это должно быть четко прописано в законе.

На собственном примере автор может сказать, что на протяжении работы в органах следствия, в том числе и на руководящих должностях, его принципиальность при выполнении обязанностей всегда приводила к появлению недоброжелателей, которые среди прочего нередко заказывали черные пиар-кампании против него. И все эти «невероятные истории» о следователе, который «принуждал людей сознаваться в убийствах», до сих пор живут в архивах Google. Означает ли это, что его репутация не подходит для работы в военной полиции? Хотя, по его убеждению, любой человек, который работал в правоохранительных органах и был принципиальным на должности, однозначно наживал врагов, которые периодически прибегали к давлению. И по такой логике отсутствие подобного шлейфа тоже может свидетельствовать, что репутация человека сомнительна.

Поэтому критерий «безупречная репутация», безусловно, красивый и правильный, но несколько неконкретный, ведь его можно толковать как угодно.

(Не)прозрачный контроль. На наш взгляд, весьма странные формулировки законодатель заложил в разделе «Контроль и надзор за деятельностью Военной полиции». Кроме Кабинета министров Украины, функцию контроля также предлагается возложить на профильный комитет Верховной Рады. Но законодатель не учел, что комитеты ВРУ не являются госорганами и не имеют права осуществлять контроль. Их задача — способствовать Верховной Раде в осуществлении парламентского контроля.

Так что эту норму можно расценивать как попытку создать в структуре ВСУ квазиправоохранительный орган, подконтрольный конкретному парламентскому комитету.

Резюме

Откровенно говоря, сейчас в трансформации Военной службы правопорядка (деятельность которой регулирует соответствующий закон) в Военную полицию на принципах, предлагаемых новым законопроектом, мы не видим смысла. На наш взгляд, оперативнее и логичнее в текущих условиях военного положения было бы добавить отдельные функции Военной службе правопорядка и таким образом усовершенствовать то, что уже и так существует. Тем более что Военную полицию не планируется наделять функцией следствия. То есть сотрудники Военной полиции не смогут регистрировать и расследовать уголовные производства. При таких обстоятельствах ключевое отличие Военной полиции от Военной службы правопорядка — это право проводить оперативно-розыскную деятельность.

Фактически мы получаем законопроект, в котором переписан действующий закон о Военной службе правопорядка с добавлением нескольких функций и несколько видоизмененным механизмом назначения на руководящие должности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме