"По данным Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), 95% номенклатуры ВВТ закупаются в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ) без конкурентных процедур. Оттого менеджеры ЗОК, изучающих возможности работы на украинском рынке, отказываются от идеи инвестиций, поскольку предлагаются неприемлемые формы сотрудничества. Например, ЗОК болезненно воспринимают предложения о проектах, в которых 51-процентный пакет должен принадлежать украинскому государству. Вызывает у западных партнеров удивление и то, что в Украине не принято платить роялти разработчику ВВТ. Да и защита инвестиций - процесс непредсказуемый. Вот основная причина того, что украинские чиновники и политики все еще ездят по миру с просьбами о военно-технической помощи вместо того, чтобы предлагать на взаимовыгодных условиях совместные проекты по производству оружия. Для этого попросту не созданы условия", - говорится в статье.
По мнению Бадрака, внутри же государство вместо использовать гибкие возможности частных компаний, прижимает их непосильным прессом условий.
Так, согласно постановлению КМУ №464 (принятому еще во времена премьерства Азарова), предприятия могут при ценообразовании ВВТ добавить в прибыль 1% на закупленные комплектующие, и не более 15% на остальные узлы изделия - и все это до налогообложения.
"К примеру, директор НПП "Атлон Авиа" Артем Вьюнник (разработчик и производитель БАК "Фурия") говорит, что при поставках партии БАК Минобороны Украины в 2015 году прибыль составила 2,8%, а налоги - 5%. Государство делает экономически невыгодным сотрудничество с ним в области поставок ВВТ", - отмечает автор.
По его словам, сомнительными в таких условиях для частников становятся и инициативы в сфере разработок новых и модернизации имеющихся ВВТ.
"Вот небезынтересный эпизод из жизни ОПК, на самом деле типичный в условиях "ручного" управления сектором безопасности. Речь о том, что ПАО "АвтоКрАЗ" в августе с.г. открыто обвинил советника президента Юрия Бирюкова в лоббировании интересов фирмы бизнес-партнера Порошенко, замсекретаря СНБОУ Олега Гладковского (Бирюков, в частности, настаивал на низком качестве продукции и срыве сроков поставок автомобилей для Минобороны, что "АвтоКрАЗ" связал с запланированной закупкой для армии автомобилей корпорации "Богдан"). Кстати, в Украине уже более десятка модификаций военных автомобилей, а об унификации никто до сих пор и не вспомнил. Похожий пример - реакция ГК "Укроборонпром" на создание на ПАО "Мотор Сич" производственной линии редукторов - по свидетельству одного из менеджеров предприятия, вместо поддержки создания замкнутого цикла производства вертолетов в концерне решили…создать дублирующее производство этих же редукторов на одном из госпредприятий", - говорится в статье.
"Вообще же руководители частных предприятий свидетельствуют: для закупки иностранных ВВТ в МОУ достаточно представить официальный "инвойс", и "ведомству все равно, какая стоимость, если есть решение закупать ВВТ". Если же речь идет о закупках отечественных ВВТ, тотчас начинается череда нескончаемых проверок, сопровождения, приемок…", - говорится в статье.
Напомним, Предприятия ГК "Укроборонпром" оказались крупными клиентами фирм, имеющих признаки фиктивности. Схема этих операций достаточно незамысловата: проведение виртуальных закупок несуществующих товаров и комплектующих - в ней двигаются только бумаги и деньги, пишет в своей статье для ZN.UA Дмитрий Менделеев.
Подробнее о закупках ВВТ читайте в статье Валентина Бадрака "Оборонно-Потемкинский Комплекс, или Об особенностях перевооружение нашей армии" в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".