Успешный европейский тур президента Владимира Зеленского вполне возможно подтолкнул партнеров дать Киеву больше оружия для обороны от атак Владимира Путина. И это хорошо. Европе нужно, чтобы Украина победила в войне, а Россия – проиграла. Но ей также нужно, чтобы Украина завоевала мир.
Именно поэтому две другие крупные украинские просьбы - о помощи в реконструкции и о членстве в ЕС - играют центральную роль. Украина, застрявшая в бедности или лишенная политических связей, объединяющих страны ЕС, станет постоянным источником нестабильности. Об этом пишет Financial Times, объясняя, что в интересах Евросоюза привести Украину в сообщество успешных либеральных демократий. Европа разделилась между политиками, одни из которых это полностью понимают, а другие – нет.
Текущий баланс между двумя лагерями – это причина, почему до сих пор нет реальных политических обязательств отстроить Украину и подготовить ее к членству в ЕС.
«И это можно понять. Ни одна дискуссия о деньгах не может избежать вопросов о моральном ущербе, о том, кто возьмет на себя риски, что лучше: ссуды или гранты, а также о юридической базе для совместного финансирования. В вопросе членства назревают большие вопросы вне экономической интеграции. Сможет ли Украина присоединиться к Шенгенской зоне без границ? Будет ли ее судебная система независимой и эффективной? А как насчет монетарного союза? Что произойдет с европейским аграрным сектором, когда на рынок зайдут большие сельскохозяйственные ресурсы Украины? Как право голоса Украины изменит политическое равновесие в союзе?» – пишет издание.
Эти политические трудности реальны. И понадобится большое государственное мастерство, чтобы их преодолеть. Но пока они остаются нерешенными, нужно найти пути, которые позволили бы Украине добиться немедленного прогресса, чтобы стать успешным членом ЕС. Financial Times указывает два подхода, которые заслуживают внимания, но пока не обсуждались. Найти новый механизм финансирования для Украины на этот год, который ЕС запустил в декабре, было очень сложно. Но создать такой механизм для обеспечения еще больших сумм, необходимых для восстановления страны, будет еще труднее. Впрочем, страны еврозоны обсудили один доступный инструмент – Механизм европейской стабильности (ESM), созданный для предоставления ссуд странам-участницам, испытывающим финансовые трудности. В распоряжении ESM более 400 млрд евро неиспользованных средств. Этого хватит для «Плана Маршалла» 21 века, который пообещал канцлер Германии Олаф Шольц.
Но ESM никогда больше не применят по своему первоначальному назначению. Он оказался настолько политически токсичен, что ни одна страна не захотела обращаться к нему во время пандемии коронавируса.
«Его огромные возможности давать в займы стоит перепрофилировать для восстановления Украины. Соглашение об ESM позволяет министрам финансов пересматривать инструменты поддержки. Они могли бы выпустить облигации ESM для финансирования европравительств, которые одолжат средства для платформы реконструкции», - допускает издание.
Поскольку ESM - это межправительственный орган, не орган ЕС, его страны-участницы могли бы позволить Украине присоединиться или пересмотреть соглашение, чтобы позволить оказывать поддержку странам без членства.
В вопросе вступления Украины в ЕС дебаты игнорируют Европейскую экономическую зону, которая расширяет общий рынок на три страны Европейской ассоциации свободной торговли: Норвегию, Исландию и Лихтенштейн. Они приняли экономические правила ЕС и пользуются беспрепятственным товарооборотом за исключением таможенных правил о происхождении во всех секторах, кроме рыболовства и аграрного сектора. Членство в Европейской экономической зоне ближайшее сегодня к членству в ЕС. Если Украина будет отвечать требованиям вступления в Евросоюз, она будет готова присоединиться и к Европейской экономической зоне. И наоборот: соответствие критериям вступления в Европейскую экономическую зону будет равно исполнению важных требований для членства в ЕС. Почему бы не нацелиться на вступление в ЕЭЗ, которое могло бы стать промежуточным этапом?
Этот путь позволяет странам Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA) продвигать украинские европейские амбиции. Они могут сначала пригласить Украину в EFTA, что стало бы довольно скромным шагом в западном направлении. После этого Норвегия могла бы поддержать украинскую кандидатуру на присоединение к ЕЭС. Ведь соглашение о Европейской экономической зоне позволяет всем странам EFTA подать заявку на вступление.
Этот шаг займет много времени. Но заблокировать присоединение Украины к единому рынку будет тяжелее, чем в случае полного членства в ЕС. Потому что сложные политические вопросы, перечисленные Financial Times выше, в таком случае не будут нависать над процессом. Сегодня такие трудности в будущем подталкивают к тому, чтобы забыть об украинском членстве, чего Украина справедливо боится.
Но, получив членство в ЕЭЗ, Киев займет хорошую позицию, чтобы подтолкнуть ЕС к решению проблем без задержек. Financial Times пишет, что в обоих подходах мощные институциональные механизмы уже готовы. Так что в духе переработки нужно найти им новое применение.