Законопроект о реформе Службы безопасности Украины, с которым работает Верховная Рада, предусматривает наделение ее новыми функциями и полномочиями. Целесообразность этого вызывает вопросы у гражданского общества и международных партнеров Украины.
«Наряду с понятными полномочиями, детализирующими основные функции, связанные с контрразведывательной деятельностью, борьбой с терроризмом и охраной гостайны, в парламентской версии проекта много вопросов вызывают другие, зачастую абсолютно новые полномочия СБУ», - пишут Виталий Шабунин и Елена Щербан из «Центра противодействия коррупции» в своей статье для читателей ZN.UA.
Например, в сфере контрразведки СБУ предоставляется право блокировать информационные ресурсы через суд с целью недопущения террористического акта или разведывательно-подрывной деятельности в ущерб Украине. Однако не детализируется, как этот процесс будет происходить и какой объем доказательств нужен, чтобы принять подобное решение.
Появляются также полномочия предоставлять обязательные для рассмотрения рекомендации государственным или частным структурам, или же объявлять официальные предостережения о том, что их деятельность представляет угрозу для госбезопасности. Предостережения можно будет объявлять даже физическим лицам. С учетом известной практики «писем счастья» от СБУ бизнесу, подобная идея вызывает серьезные опасения.
Депутаты также хотят разрешить службе проверять людей перед устройством на работу. Причем не только потенциальных сотрудников службы и агентов, но и всех кандидатов на ответственные и особо ответственные должности в стране. Под проверки, включая негласные меры, может попасть довольно широкий круг лиц: от премьера до прокуроров.
Также предлагается разрешить Службе вносить в Центральную избирательную комиссию представление о ведении политической партией сепаратистской, террористической, диверсионной или разведывательно-подрывной деятельности. Следствием такого представления становится автоматический вылет из политического процесса.
«Проект не предлагает никаких действенных методов очищения службы как от недобросовестных сотрудников с неизвестного происхождения состоянием, так и от иностранных агентов, прежде всего, российских. Столь мощный обновленный функционал по меньшей мере нецелесообразно возлагать на «старые кадры», которые уже засветились в журналистских расследованиях коррупционных скандалов. В то же время в Службе и парламенте считают целесообразным закрыть декларации всего кадрового состава, даже публичного управления», - констатируют авторы.
Подробнее о законопроекте о реформировании СБУ, его половинчатом характере и заложенных рисках считайте в статье Виталия Шабунина и Елены Щербан «Реформа СБУ: ни нашим, ни вашим» в ZN.UA.