Эксперт говорит о двоевластии в Украине из-за провала реформы госуправления

24 июня, 13:39 Распечатать

ZN.UA запустило видео - проект "ZN-Календар" о людях, которые живут для других.

Эксперт по госуправлению Андрей Вишневский стоял у истоков реформы госслужбы и госуправления. Личная и профессиональная история этого чиновника со стажем, которую он рассказывает в своем интервью, основательно дополняет картинку того, как на самом деле "реформируется" Украина, которая "стремится" в Европу.

"Все, о чем мы говорим, это, в глобальном смысле, реформа системы госуправления, —говорит Андрей Вишневский. — Провести децентрализацию — и не реформировать Кабмин и госслужбу, или наоборот, — это поставить государство под удар. На сегодня реформа центральных органов исполнительной власти и госслужбы значительно отстает от темпов децентрализации. Налицо определенный дисбаланс. Актуальны вопросы, касающиеся внесения изменений в Конституцию Украины, без которых завершить реформу государственного управления вряд ли удастся. Я ни в коей мере не являюсь сторонником того, чтобы часто менять Конституцию, но есть некоторые системные недостатки, без устранения которых невозможно двигаться вперед".

"Речь идет о фрагментированности исполнительной власти, а фактически — о двоеначалии в ней, — констатирует эксперт. — Кабмин вместе с остальными центральными органами исполнительной власти очень ограничен в реализации своих полномочий на региональном уровне. Причина одна: глав местных государственных администраций назначает президент, и это записано в Основном законе. Но и это еще не самое худшее. Потому что сегодня ни один руководитель центрального органа исполнительной власти не может назначить руководителя территориального отделения этого органа без согласования с главой областной государственной администрации. Это очень вредная норма закона о центральных органах исполнительной власти. Много и долго говорили о введении открытых конкурсов на все должности, приняли закон о госслужбе, ввели наконец эти конкурсы, а изменить норму в законе, которая их полностью нивелирует на уровне регионов, будто забыли".

"У президента ведь в самом деле достаточно конституционных полномочий, чтобы осуществлять свою власть, — продолжает Вишневский. — Это право законодательной инициативы, право вето, а также возможность приостанавливать акты Кабмина с одновременным их обжалованием в Конституционном суде. Только этих трех рычагов более чем достаточно для того, чтобы в рамках своих конституционных полномочий, не вмешиваясь в деятельность Кабмина непосредственно, влиять на государственную политику. Для этого не нужно присваивать себе какие-то дополнительные функции и заводить совещательные органы с амбицией подменять функции правительства, а нужно всего лишь иметь профессиональную администрацию президента и политическую волю".

"Если вернуться к региональному уровню, местные государственные администрации до сих пор остаются громоздкими и заскорузлыми учреждениями, — уверен эксперт. — Но они в рамках логики децентрализации по факту давно утратили функции, возложенные на них еще в середине 90-х. Именно потому они как раз и располагают и временем, и ресурсами, чтобы заниматься разными незаконными практиками. Опыт Франции и введение в Украине аналога института префекта — оптимальная модель для того, чтобы решить наши управленческие проблемы.

Очевидно, когда децентрализация будет доведена до конца и объединенные территориальные громады получат максимум полномочий и ответственности для решения своих насущных проблем, нужно будет контролировать, чтобы деятельность местных громад происходила в правовом поле государства. Уже сегодня в результате правильной по сути, но еще лишь частично внедренной реформы прокуратуры (она, наконец, утратила пресловутые функции общего надзора) здесь образовалась определенная лакуна. Кроме того, префект должен отвечать за вопросы развития региональной инфраструктуры, а также гражданской безопасности — оперативного реагирования на разного рода природные и техногенные чрезвычайные ситуации, где слово центральной власти должно быть ключевым".

"В отношении Кабинета министров стоит сказать, что он до сих пор не стал центром формирования государственной политики. Кабмин по-прежнему перегружен не свойственными ему, но такими лакомыми функциями, от которых и постмайданной власти оказалось трудно отказаться. Речь об управлении государственным имуществом. В частности, государственными предприятиями, о назначении их руководителей, утверждении финансовых планов… Все эти на самом деле технические функции, выглядят намного привлекательнее для премьеров, чем скучное долгосрочное стратегическое планирование государственной политики", — заключил Андрей Вишневский.

ZN.UA запустило видео-проект "ZN-Календар" о людях, которые живут и работают для других. Проект – это своеобразная попытка помочь обществу заглянуть в себя, разобраться в смыслах и ценностях, попробовать услышать себя и заново начать строить будущее — свое и страны. Проект развивается на двух языках – русском и украинском.

Полную видео-версию интервью смотрите здесь

Полную печатную версию интервью читайте здесь 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 13 июля-19 июля Архив номеров | Содержание номера < >