При разработке «Манифеста здорового общества» много внимания уделялось тому, какими принципами должны руководствоваться люди, совершающие изменения, заявил экс-руководитель Нацслужбы здоровья Украины Олег Петренко в интервью ZN.UA. Он также рассказал, на какие еще аспекты обращалось внимание при разработке «Манифеста».
«Я не буду говорить банальности об окне, которые иногда открываются. Дай бог, чтобы это были окна возможностей, а не овертон. Но когда уже есть осмысленный дискурс, а тем более положен на бумагу, реализовывать всегда легче. Я всегда привожу пример реформы. В 2014-2015 годах группа людей переосмыслила возможность изменений и трансформаций системы, прописала ее и положила на бумагу. И якобы он ушел в ящик. В конце 2015-го никто не рассчитывал на какие-то активные изменения. Но был документ, который описывал трансформацию, в том числе системы финансирования, очень подобно тому, как оно на самом деле произошло. Он был осмыслен и предусматривал стратегию с 2015-го по 2020-й годы. И как это ни странно, в этот период она и реализовалась в большей степени. Если бы этого не было, то когда окно возможностей открылось, у нас бы не было ничего готового. 2020-й закончился, мы - в 2021-м, и никакой стратегии, которая бы описывала на длительный период дальнейшее развитие, нет», - отметил Петренко.
Он добавил, что группа людей, которые приобщались к прошлому документу, собирались и говорили о проблемах. Однако в случае с «Манифестом», по словам экс-главы НСЗУ, разработчики совершенно четко артикулировали для себя, что скорость привела к определенным ошибкам. Также обсуждалось то, как их можно было бы исправить; как нужно относиться к подбору людей в команде, реализации трансформаций, их стабильности, обеспечения постоянства. Из этих разговоров, как отметил Петренко, родилась идея продумать, как можно было бы двигаться следующие 10 лет, и предложить вариант. Потому что другого способа, по его словам, нет.
«Имея результаты изменений, которые произошли с нашим уходом, с новой командой, в документе мы очень много уделили внимания людям в принципе. Потому что без ценностной основы профессионалы становятся неуправляемыми. Профессионал может делать как добро, так и зло. Большое внимание в «Манифесте» было уделено тому, какими принципами должны руководствоваться люди, которые осуществляют изменения, особенно структурные реформы. Какой уровень ответственности они должны на себя брать, и каким образом формируется их ценностный ареал, чтобы создавать команды, внедрять идеи в жизнь. Потому что есть проблемы», - заявил Петренко.
Также по его словам, было определено несколько основных блоков. В частности, много говорили о государстве и его роли, а также о приоритезации.
«С точки зрения заботы государства приоритетом мы определили детей и пожилых людей, которые о себе не позаботятся. А для активного слоя общества должны быть инструменты, которые придадут возможности, в том числе элементы добровольного страхования, собственного выбора», - добавил экс-главы НСЗУ.
Он добавил, что в «Манифесте» есть описание свободного врача, потому что без его раскрепощения и возвращение статуса, который он должен иметь в обществе, Украина ничего не получит. По словам Петренко – это конкретные инструменты, а именно врачебном самоуправлении, персональное лицензирования, изменения в медицинском образовании.
«Я верю в это, но вы понимаете, что начало этих изменений и выход этих врачей состоится через 6-8 лет. Это большая история, если мы хотим, чтобы уже в 2030-м вышли люди, которые не отдадут свою свободу и будут иметь надлежащие им ответственности инструменты для работы в системе », - добавил Олег Петренко.
Он отметил, что в «Манифесте» есть еще несколько вещей, которые касаются безопасности. Ведь сейчас пандемия, и не только она. По словам Петренко «мы очень серьезно обсуждали, как сделать дизайн системы, чтобы она соответствовала этим вызовам», - добавил эксруководитель НСЗУ.
«Ответственные владельцы. Это - громады. Их надо готовить. Сейчас в области децентрализации открывается как много возможностей, так и проблем. Нет института общей собственности громад. Руководители ОТГ, не понимая, делают шаги, которые нивелируют некоторые шаги реформы. Поэтому ответственный собственник - это, в том числе громада, которая отвечает за здоровье. Ну и, конечно, сильные институты. В том числе НСЗУ, ЦОС, ГП «Медицинские закупки», ГП «Электронное здоровье», ДЭЦ. Ряд институтов, которые реализуют политику. Минздраву остается только формирование и донесение политики. То есть мы говорили и размышляли о компактном правительстве и функциях управления, мы как бы летали в космосе. Но такой порядок вещей: если мы об этом думаем и имеем идеи, то когда вернемся и будем внедрять», - заявил Петренко.
На замечание о том, не создаетли Петренко уже второй раз некий теневой кабинет в сфере здравоохранения, экс-руководитель НСЗУ заявил, что «нет Петренко, Жумадилова, Ковтонюка, Курпиты или еще кого-то. Нет персональных историй. Все - контрибьюторы».
«У меня персонально никакого пиетета к власти как таковой нет. Если быть честным, то меня просто испугало то, как, в частности, в НСЗУ люди, которых я брал на работу, были «укушены» властью и демонстрировали далеко не лучшие, а часто самые плохие свои стороны под влиянием возможности реализовать властные полномочия. Власть — это большая ответственность. Мне она сама по себе не нужна. Она нужна для реализации изменений, структурных реформ. И прежде всего изменений в головах людей. Чтобы поселить туда мысль, что то, что они делают, выполняя чьи-то поручения, можно поставить под сомнение… «Манифест» — это важная вещь, конструирующая будущее. Мы заполнили вакуум. На основе этого концептуального документа можно разрабатывать стратегию, потом — концепцию, а затем — и технологический план. Но если не будут соблюдены основные параметры, остальное не будет иметь никакого смысла», - добавил экс-руководитель НСЗУ.
С экс-руководителем Нацслужбы здоровья Украины Олегом Петренко пообщалась редактор отдела социум ZN.UA Алла Котляр.