Пандемия COVID-19 заставила страны пересмотреть фискальную политику, в частности найти средства на финансирование борьбы с распространением и последствиями коронавирусной болезни, перенаправив их из других отраслей, в том числе из образования.
По данным Всемирного банка, финансирование образования в странах со средним уровнем доходов, по итогам 2020 года, уменьшится на 8–8,5%, из расчета на душу населения.
От того, насколько в нынешних сложных условиях странам удастся сохранить финансирование расходов, «дружественных» экономическому росту (среди которых образовательные), будет зависеть экономическое восстановление в постпандемический период, отмечает научный сотрудник Института экономики и прогнозирования НАН Украины Наталья Назукова.
В Украине в бюджете этого года был запланирован ряд программ государственной поддержки. Однако ради финансового наполнения Фонда борьбы с COVID-19 упразднено финансирование:
- помощи талантливой молодежи в обучении по программам подготовки магистров, докторов философии и докторов наук;
- развития инфраструктуры высших учебных заведений (ВУЗ), функционирования центров усовершенствования, государственной поддержки научных журналов, имеющих международное признание;
- поддержки приоритетных направлений научных исследований и научно-технических разработок в вузах (на 0,4 млрд грн, то есть на 100%), что означает отмену финансирования приоритетных научных направлений, модернизации и обновления материально-технической базы для проведения научных исследований и научно-технических разработок.
Недофинансировано и другие бюджетные программы, касающиеся научно-исследовательской деятельности институтов и университетов.
Кроме того, на конец сентября не выделены запланированные средства по бюджетной программе «Высшее образование, энергоэффективность и постоянное развитие», которая предусматривает финансирование энергоаудита и санации университетских зданий, создания и комплектации современным оборудованием лабораторий.
«Нынешние тенденции финансирования высшего образования в Украине делают невозможным формирование предпосылок для высоких научных показателей университетов, что означает снижение объемов государственного финансирования и, наконец, свидетельствует об откате назад в реформировании финансирования высшего образования. Такое состояние финансирования развития ЗВО сегодня означает отсутствие научных и образовательно-профессиональных предпосылок для экономического роста завтра», - резюмирует автор.
Можно ли экономить на образовании во время пандемии? Какие программы развития высшего образования уже закрыты в Украине из-за сокращения финансирования и что будет, когда если тенденция сохранится, разбиралась Наталья Назукова в статье «Скупой платит дважды» для читателей ZN.UA.