Практически половина украинцев считают, что офис президента оказывает влияние на государственные органы и при этом превышает свои полномочия. Об этом говорится в результатах опроса, проведенного Фондом Демократические инициативы им. Илька Кучерива совместно с Центром Разумкова по заказу ЧЕСНО.
Указано, что у ОПУ, в отличие от Верховной Рады или правительства, в теме законотворчества нет никаких отдельных полномочий. Он только должен обеспечивать подготовку законопроектов, которые президент вносит в ВРУ.
Однако, согласно опросу, большинство украинцев считают, что офис президента все же превышает свои полномочия, влияя на парламент и правительство. Следовательно, ОПУ влияет и на законодательство. С таким утверждением согласны чуть более 50% опрошенных. Не поддерживают такой тезис около 25% респондентов. Еще около 20% не имеют ответа на этот счет.
В ЧЕСНО отметили, что на формирование такого общественного мнения могут влиять разные обстоятельства. Однако время от времени сами деятели ОПУ демонстрируют свое влияние на парламент или правительство.
Более того, около половины – 47% опрошенных – убеждены, что ОПУ с превышением своих полномочий влияют на работу органов правосудия. Не согласны с этим тезисом около 30% респондентов. Еще около 23% украинцев не имеют ответа.
Ответы на все три вопроса – о влиянии на суды, антикоррупционные и правоохранительные органы – почти идентичны в региональном разрезе, поэтому, как отметили в ЧЕСНО, в материале анализируют также отношение жителей регионов ко влиянию на судебную ветвь власти.
Исследование показало, что наименьший процент соглашающихся с тезисом о чрезмерном влиянии ОПУ на судебную власть именно на юге Украины. Там таких украинцев – 34,3%. На востоке и в центре с этим тезисом согласны 44% опрошенных. Самый высокий показатель имеет мероприятие, ведь там с этим тезисом согласны более 60% жителей.
«Эти результаты являются частью тенденции восприятия украинцами деятельности офиса президента как имеющей влияние чуть ли не на все государственные структуры и институции», – отметили в ЧЕСНО.
Опрос провели с 8 по 15 декабря 2023 методом face-to-face. Всего опросили 2019 респондентов в возрасте от 18 лет, проживающих во всех областях, кроме оккупированного Крыма и Донецкой и Луганской областей. Однако в Запорожской, Николаевской, Харьковской и Херсонской областях опрос проводился только на территориях, контролируемых правительством Украины и на которых не ведутся боевые действия. Опрос проводился по стратифицированной многоступенчатой выборке с применением случайного отбора на первых этапах формирования выборки и квотного метода отбора респондентов на заключительном этапе (когда производился отбор респондентов по половозрастным квотам). Структура выборочной совокупности воспроизводит демографическую структуру взрослого населения территорий, на которых проводился опрос, по состоянию на начало 2022 года (по возрасту, полу, типу поселения). Теоретическая погрешность выборки не превышает 2,3%. Вместе с тем дополнительные систематические отклонения выборки могут быть обусловлены последствиями российской агрессии, в частности, вынужденной эвакуацией миллионов граждан.
Отметим, что ОПУ не обошел и ситуацию с законопроектом о мобилизации. В частности, источники ZN.UA сообщали, что в парламенте недостаточно голосов для принятия законопроекта в том виде, в каком он сейчас. Депутаты предложили два варианта решения этой проблемы, но ни один из них не удовлетворил требования офиса президента. В частности, предложение, которое в кулуарах поддержало большинство депутатов, подал председатель Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Александр Завитневич. Он предложил вернуть законопроект на доработку Кабмина. Свое предложение, как утверждают источники ZN.UA, также внес Давид Арахамия: поставить принятие этого законопроекта на паузу и принять закон №10062 - о военных реестрах, сертификате защитника и автоматическом получении статуса участника боевых действий. Все остальное, что необходимо для мобилизации, Арахамия предложил принимать подзаконными актами.
Однако Банковая отказалась от обоих предложенных вариантов, поскольку, по мнению ОП, неприятие этого закона при наличии президентского монобольшинства ослабляет позицию Украины как перед врагом, так и западными партнерами.