Украинцы продолжают получать пенсии и другие соцвыплаты. Недавно в Украине появился новый вид государственной поддержки - базовая социальная помощь. В Главном управлении Пенсионного фонда Украины (ПФУ) в Донецкой области рассказали, кто ее может получить.
Кто может оформить базовую соцпомощь
В ПФУ объяснили, что базовая социальная помощь предоставляется в рамках экспериментального проекта домохозяйствам и лицам, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах.
Так, начиная с 1 июля 2025 года за назначением базовой соцпомощи имеют право обратиться лица, которые на дату обращения являются получателями:
- государственной социальной помощи малообеспеченным семьям;
- помощи на детей одиноким матерям;
- помощи на детей, которые воспитываются в многодетных семьях;
- временной государственной помощи детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, не имеют возможности содержать ребенка или место жительства их неизвестно.
От чего зависит размер базовой социальной помощи
В ПФУ отметили, что размер базовой соцпомощи определяется как разница между совокупным размером базовой величины (4500 грн) для каждого члена семьи:
- 100% - для первого члена семьи (уполномоченного представителя);
- 70% - для каждого следующего члена семьи;
- для каждого ребенка до 18 лет и лица с инвалидностью I или II группы - 100% базовой величины,
- и среднемесячным совокупным доходом семьи.
В Фонде добавили, что с 1 октября право на помощь приобретают граждане, которые не имеют права на пенсию и получают государственную социальную помощь, и люди с инвалидностью.
Для лиц, которые приобрели право на пенсию по возрасту или достигли 60-летнего возраста, но не имеют достаточного количества страхового стажа, размер базовой социальной помощи рассчитывается пропорционально их страховому стажу и составляет:
- менее 10 лет - 53% (2385 грн);
- от 10 до 20 лет - 62% (2790 грн);
- от 20 до 30 лет - 70% (3150 грн);
- 30 и более лет - 88% (3960 грн);
- от базовой величины (4500 грн).
Какие документы нужны для получения базовой социальной помощи
Необходимо иметь такие документы для оформления помощи:
- заявление о намерении обратиться за помощью;
- заявление о назначении помощи;
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
- ИНН (регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика);
- документы, подтверждающие состав домохозяйства;
- письменное согласие совершеннолетних членов домохозяйства на обработку персональных данных.
В случае необходимости могут понадобиться:
- подтверждение места жительства;
- документы о доходах (если данные отсутствуют в реестрах);
- документы, подтверждающие причину нетрудоустройства (справка из ЦЗ, больничный, справка из учебного заведения);
- акт обследования жилищных условий;
- справка об уничтоженном или поврежденном жилье/транспорт;
- заявление о том, что жилье не сдается в аренду.
В ПФУ отметили, что рассмотрение заявления может длиться до 10 рабочих дней. Помощь назначается на срок до шести месяцев (с автоматическим продлением).
Могут ли отказать в предоставлении базовой соцпомощи
Помощь могут не назначить, если:
- в составе семьи есть трудоспособные лица (18-60 лет), которые более трех месяцев не работают, не учатся и не состоят на учете в центре занятости без уважительных причин;
- в течение 12 месяцев до обращения или во время получения помощи домохозяйство: осуществило единовременную покупку на сумму более 100 000 грн; имеет средства или имущество на сумму более 100 000 грн; имеет второе жилье или 2 и более авто (кроме исключений);
- поданы недостоверные или неполные сведения;
- рассчитанный размер пособия составляет ноль или отрицательное значение.
В ПФУ добавили, что помощь могут прекратить досрочно, если изменятся обстоятельства или будут выявлены нарушения.
Напомним, какую помощь на детей могут получить многодетные семьи.
