Ученый предложил новое определение планеты

Ученый предложил новое определение планеты Ученый рассчитал предельную массу планеты © NASA
Астрофизик определил предельно возможную массу планеты.

Астрофизик Кевин Шлауфман определил предельно возможную массу планеты и предложил считать все объекты тяжелее коричневыми карликами. Кроме того, кроме массы в расчет следует принимать также состав звезды, вокруг которой вращается небесное тело. О своих расчетах исследователь сообщил в The Astrophysical Journal.

Международный астрономический союз определяет планету как небесное тело, которое вращается вокруг Солнца, достаточно массивное, чтобы стать округлым под действием собственной гравитации, но недостаточно массивное для начала термоядерной реакции, и сумевшее очистить свою орбиту от других небесных тел. Экзопланеты не вращаются вокруг Солнца, но остальным требованиям этого определения должны соответствовать. Однако определить, отвечает ли тело, которое вращается вокруг звезды, требованию об отсутствии термоядерной реакции, очень сложно.

Существует рабочее определение экзопланеты, данное в 2003 году Рабочей группой по внесолнечным планетам Международного астрономического союза. Согласно ему, коричневый карлик – это объект меньше звезды, но достаточно большой для поддержания термоядерной реакции на ядрах дейтерия. Теперь же Шлауфман предложил собственное определение.

По мнению исследователя, отличить планету от коричневого карлика можно по типу звезды, вокруг которой вращается тело. Изучив характеристики 143 планетных систем с газовыми гигантами и коричневыми карликами, Шлауфман пришел к выводу, что газовые гиганты массой до четырех масс Юпитера всегда вращаются вокруг высокометалличных звезд, а коричневые карлики массой более 10МJ – вокруг низкометалличных. Этот факт Шлауфман объясняет тем, что в аккреционных дисках планет, содержащих много элементов тяжелее гелия (в астрофизике все такие элементы называются "металлами"), легче формируются планеты, а аккреционные диски, состоящие в основном из водорода и гелия, легче коллапсируют в коричневые карлики.

Масса, равная десяти массам Юпитера, оказалась максимально возможной для планеты, пусть и самой гигантской. Более массивные объекты обнаруживались исключительно возле низкометалличных звезд, а следовательно, с большей вероятностью оказывались коричневыми карликами. В отсутствие более надежных данных Шлауфман предлагает считать объекты массой меньше 10МJ, вращающиеся вокруг высокометалличных звезд, огромными планетами, а те, что имеют массу больше 10МJ и вращаются вокруг звезд низкометалличных, – коричневыми карликами. Это позволит навести порядок, по крайней мере, в части спорных случаев, считает ученый.

Ранее сообщалось о том, что ученые открыли экзопланету с противоречащей теоретическим моделям орбитой. Вращаясь вокруг довольно небольшой звезды, она отклонена от плоскости вращения звезды на 76%. Планета обладает массой, близкой к массе Юпитера, но располагается на гораздо более близком расстоянии к звезде.