Ученым удалось вернуть молодость стволовым клеткам нервной ткани

Ученым удалось вернуть молодость стволовым клеткам нервной ткани Ученые очистили стволовые клетки от излишка белков
"Очистка" клеток от остатков белков позволяет вернуть им способность расти и делиться.

Ученые из Стэнфордского университета обнаружили, что "очистка" стволовых клеток от избытка белков, которые накапливаются в них, позволяет восстановить их способность к росту и делению, сообщает Naked science.

Открытие стало неожиданностью для самих ученых. "Мы были удивлены, поскольку покоящиеся, пассивные нейрональные стволовые клетки, как считается, – это такие "нетронутые" клетки, просто ждущие активации", – заявила одна из исследователей Энн Брюне.

Белковые агрегаты накапливаются в них даже быстрее, чем в активно работающих стволовых клетках, поскольку их способность утилизировать эти молекулы ниже. Протеины заключаются в лизосомы – ученые показали, что соответствующие гены продолжают работать и в "спящих" стволовых клетках, – однако не перерабатываются: гены протеаз, необходимых для этого, у них остаются выключены. Так, несмотря на более медленный метаболизм белков, покоящаяся клетка накапливает их куда больше, а ее лизосомы растут.

Со временем этот процесс лишь ускоряется, и стволовая клетка теряет способность нормально отзываться на сигналы к активации; организм теряет еще одну возможность восстановления. Однако ученые показали, что если заставить старую покоящуюся клетку активировать переработку белков, она "омолаживается" и возвращает функциональность. Для этого авторы запускали работу протеаз напрямую, либо помещали клетку в условия дефицита ресурсов, в которых она почти вовсе останавливала синтез новых белков и понемногу "очищалась" сама. Возможно, в будущем будут найдены препараты, совершающие такое "очищение" и в человеческом мозге, восстанавливая его бесценный ресурс регенерации.

Ранее сообщалось о том, что ученые успешно испытали прививку от ВИЧ. Ученые научили иммунную систему грызунов распознавать частицы ВИЧ с помощью "коктейля" из особых белков, похожих по структуре на части оболочки вируса.