Ученые впервые зафиксировали двойной выброс материи из черной дыры

Ученые впервые зафиксировали двойной выброс материи из черной дыры Черная дыра располагается на расстоянии 800 световых лет от Земли
Черная дыра располагается на расстоянии 800 миллионов световых лет от Земли.

Астрономам впервые удалось зафиксировать двойной выброс материи из черной дыры SDSS J1354+1327, или J1354, которая располагается на расстоянии 800 миллионов световых лет от Земли. Как сообщает Naked science, ранее в этом году исследователям удалось обнаружить двойной джет, "плевки" которого произошли с разницей в 100 тысяч лет.

Черная дыра была обнаружена с помощью обсерватории "Чандра" в виде очень яркого пятна рентгеновского излучения. Затем исследователи сравнили данные "Чандры" со снимками "Хаббла" в видимом свете и обнаружили, что черная дыра окружена плотным облаком из газа и пыли. "Мы видим, как этот объект пирует, рыгает и спит, а затем снова пирует и опять рыгает, что было предсказано теорией. К счастью, нам удалось наблюдать эту галактику именно тогда, когда мы смогли увидеть свидетельства обоих событий", - рассказала ведущий автор исследования Джули Комерфорд.

Это свидетельство состоит из двух пузырей газа: один над черной дырой, другой - под ней. Это следы выброса частиц после "плотного обеда". Ученым удалось выяснить, что пузыри появились в разное время.

Южный пузырь растянулся на 30 тысяч световых лет от галактического центра, тогда как северный пузырь - только на три тысячи световых лет от него. Такое явление известно как пузыри Ферми, обычно их можно увидеть после обильного поглощения материи черной дырой. Исходя из скорости движения этих пузырей команде удалось подсчитать, что разница между появлением каждого из них - около 100 тысяч лет.

По мнению ученых, для того, чтобы испускать такие мощные выбросы, черная дыра должна была поглотить другую галактику. У J1354 есть галактика-компаньон, связанная с ней потоками газа и звезд из-за их столкновения. Черная дыра притянула и поглотила скопления материала второй галактики.

Ранее сообщалось о том, что ученые обнаружили самую яркую сверхновую звезду во Вселенной. ASASSN-15lh в два раза ярче зафиксированного ранее максимума для сверхновых, в тысячи раз ярче "нормальных" суперновых и в 50 раз ярче нашей галактики Млечный Путь.