Ученые создали робота, способного к самозалечиванию ран

17 августа, 2017, 17:50 Распечатать

Порез, нанесенный на роботизированную руку, исчез через сутки.

Робот способен самостоятельно "залечить" порез © Naked Science

Ученые из Бельгийского свободного университета разработали пневматический роботизированный манипулятор, способный к самовосстановлению. О своей разработке исследователи сообщили в журнале Science Robotics.

Полимер, из которого создан робот, содержит смесь веществ, способных к реакции Дильса – Альдера. Нанеся материалу несколько повреждений, авторы нагрели его с комнатной (25 °C) температуры до 80 °C, "пропекли" так в течение 40 минут, после чего дали остыть. Сутки спустя порез практически исчез, а материал, как показали эксперименты, восстановил более 98% своей изначальной прочности и гибкости.

При повышении температуры в материале гибкого робота протекает обратная реакция Дильса – Альдера, с распадом связей между составляющими его фураном и малеимидом. Материал размягчается, и молекулы могут относительно свободно перемещаться по нему, затягивая "рану". Затем – при снижении температуры – протекает прямая реакция с образованием связей и появлением шестичленных циклов, вызывающих отвердение и окончательное восстановление повреждения. По словам исследователей, теоретически этот процесс может повторяться бесконечное число раз без какой-либо потери в эффективности.

Naked Science