Ученые рассказали о взаимодействии песчаных дюн

Ученые рассказали о взаимодействии песчаных дюн Песчаные дюны двигаются согласованно © Naked Science
Дюны "координируют" свои действия с соседями.

Физики из Кембриджского университета заявили о том, что песчаные дюны, которые двигаются под действием ветра или течения воды, "координируют" свои миграции с соседями. Происходит это за счет турбулентных вихрей, сообщает Naked science.

"Существуют разные теории о взаимодействии дюн. Согласно одной, дюны разных размеров сливаются снова и снова, образуя более большие холмы, но такого в природе пока не наблюдалась. Другая теория полагает, что их столкновения должны приводить к обмену массой, примерно как обмениваются сталкивающиеся бильярдные шары, пока не приобретут одинаковые размеры и скорости. Но и эту теорию требуется подтвердить экспериментально", - заявила один из авторов работы Кэрол Бэсик.

Эксперименты, которые провели ученые, ставят под сомнение обе модели взаимодействия. Исследователи сконструировали кольцевую установку, которая позволила им следить за миграцией дюн, следя за их движением с помощью камеры. Рассмотрев две дюны, ученые заметили что-то необычное: вопреки ожиданиям, двигались они с разной скоростью.

Поначалу передняя дюна перемещалась быстрее, и лишь со временем она замедлилась до скорости задней. Когда движение окончательно стабилизировалось, песчаные холмики оказались на противоположных сторонах кольцевой камеры. Чтобы разобраться в происходящем, ученые изучили видеозапись. Оказалось, потоки ветра, ударяя в "спину" передней дюны, создают за ней турбулентные завихрения, которые "отталкивают" заднюю дюну все дальше и дальше назад, пока она не оказалась в 180° позади передней.

Ранее сообщалось о том, что ученые обнаружили загадочные вспышки, которые могут быть доказательством существования параллельной Вселенной. Свечение было обнаружено во время анализа карты реликтового излучения, которое также называют "Эхом Большого взрыва".