Ученые объяснили возрастные проблемы с памятью

17 декабря, 2017, 04:10 Распечатать

Долговременная память у пожилых людей ухудшается из-за изменени в работе мозга во время сна.

Ухудшение долговременной памяти у пожилых связаны с изменениями в работе мозга © nnm.me

Ученые из Калифорнийского университета в Беркли заявили о том, что качество сна влияет на долговременную память у пожилых людей. Выводы исследователей были опубликованы в журнале Neuron.

Для своего исследования ученые привлекли добровольцев: здоровых людей в возрасте 20 и 70 лет, которым предложили пройти тест на память. В нем простые слова, например "птица", нужно было запомнить в паре с бессмысленными наборами букв, например "жубу". Вспомнить пары к словам нужно было дважды: в первый раз – через 10 минут после получения инструкций, во второй – на следующий день, через несколько часов после пробуждения. Пока испытуемые спали, ученые измеряли электрическую активность их мозга.

Как и ожидали ученые, долговременная память у пожилых участников эксперимента оказалась хуже, чем у молодых, и в результатах ЭЭГ нашлось объяснение: у пожилых людей наблюдалась рассинхронизация двух типов тета-волн, характерных для спящего мозга. Волны этих двух типов возникают в мозге человека, погруженного в глубокий сон.

Рассинхронизация тета-волн говорит о том, что части коры головного мозга, активность нейронов которых порождает эти волны, не обрабатывают информацию так, как следует, и воспоминания не сохраняются в долговременной памяти. В результате нейроны префронтальной коры (отдела мозга, где хранятся воспоминания) не могут отправить в гиппокамп (отдел, где происходит обработка воспоминаний перед записью в долговременную память) сигнал о готовности к приему информации; сигнал теряется, а вместе с ним и воспоминания.

Затем исследователи установили, что у старших участников эксперимента участки мозга, участвующие в формировании тета-волн, были меньше, чем у молодых. Возможно, возрастное ухудшение памяти связано с потерей клеток этих структур.