Ученые объяснили необычный состав древнейших пород Земли метеоритами

Ученые объяснили необычный состав древнейших пород Земли метеоритами Падение метеоритов на Землю повлияло на формирование ее древнейших пород © The Guardian
Древнейшие породы планеты отмечаются по составу от других.

Ученые из Университета Картин в Австралии завили о том, что одни из древнейших пород Земли могли сформироваться в результате таяния базальта при бомбардировке метеоритами. Как сообщает N+1, это может объяснить то, почему они содержат меньше кремния и больше железа, чем другие камни в центральных частях континента.

Древнейшие известные сегодня фельзические породы - гнейсы Идивхаа (Idiwhaa gneisses), их возраст составляет 4,02 миллиарда лет. Породы были найдены в гнейсовом комплексе Акаста на северо-западе Канады. Интересно, что они отличаются по составу от других фельзических пород, которые встречаются в коре древних континентов. Это говорит о том, что гнейсы Идивхаа сформировались под влиянием других процессов.

В ходе исследования ученые провели гидродинамическую симуляцию. Исследователи предположили, что гнейсы Идивхаа могли сформироваться при плавлении более старых базальтовых (мафических) пород с низким содержанием кремнезема и высокими содержаниями магния и железа. Ученые определили состав коры примитивной Земли, а также температуру и давление, необходимые для того, чтобы она оплавилась и частично образовала гнейсы Идивхаа.

Симуляция показала, что процесс должен был происходить при очень низком давлении, около 0,1 гектопаскаля, и температуре порядка 800–900 градусов Цельсия. По мнению исследователей, такие условия могли создать падения метеоритов. Геологи провели дополнительное моделирование, в котором 10-километровый метеорит падал на мафическую кору со скоростью от 12 до 17 километров в секунду. Выяснилось, что на расстоянии от 10 до 50 километров от места падения и на глубине до трех километров действительно могли образоваться породы, сходные с теми, что наблюдаются на северо-западе Канады.

Ранее международная группа геологов выяснила, что твердое металлическое ядро внутри Земли образовалось 1-1,5 млрд лет назад. Также ученые смогли определить скорость роста земного ядра: за год его радиус увеличивается примерно на 1 мм.