Ученые обнаружили "клеточный календарь"

26 сентября, 2015, 06:48 Распечатать

Переход на зимний и летний периоды регулируется на клеточном уровне.

Нейрофизиологи нашли в листовидном выросте, который окружает ножку гипофиза особые клетки, реагирующие на изменения продолжительности светового дня © Andrew Loudon et als. / Current Biology

Нейрофизиологи из Манчестерского университета нашли в листовидном выросте, который окружает ножку гипофиза (pars tuberalis) особые клетки, реагирующие на изменения продолжительности светового дня. В летний и зимний период данные клетки вырабатывают абсолютно разный набор белков. Как считают ученые, они выполняют функцию своего рода "биологического календаря", который реагирует на длительные годовые циркадианные ритмы у млекопитающих (в частности у овец).

Функции листовидного выроста были до недавнего времени не ясны. Однако новое исследование британских нейрофизиологов демонстрирует, что он, скорее всего, играет главную роль в регуляции годовых ритмов физиологической активности у животных и отвечает за такие явления, как зимняя спячка.

Исследователи выяснили, что при циклах 8 часов света и 16 часов темноты и 16 часов света и 8 часов темноты некоторые клетки в листовидном выросте как будто бы переключаются, вырабатывая абсолютно разные наборы белков, которые могут влиять на гипоталамус и тем самым устанавливать долговременные колебания физиологической активности.