Ученые обнаружили десятки крупнейших во Вселенной черных дыр

21 февраля, 13:53 Распечатать

Масса "ультрамассивных" черных дыр может достигать десятков миллиардов Солнц.

"Ультрамассивные" черные дыры встречаются во Вселенной чаще предполагаемого © NASA

Ученые заявили о том, что "ультрамассивные" черные дыры, масса которых может достигать десятков миллиардов масс Солнца, встречаются во Вселенной гораздо чаще, чем предполагалось до этого. О своем открытии исследователи сообщили в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society

На данный момент рекордсменом считается квазар S5 0014+81 в созвездии Цефея, масса которого может достигать 40 миллиардов масс Солнца. Но большинство известных сверхмассивных черных дыр измеряются порядками от сотен тысяч до сотен миллионов солнц.

В ходе нового исследования ученые изучили 72 галактики, расположенные в наиболее ярких и крупных скоплениях на расстоянии до 3,5 миллиардов световых лет. Ученые сравнили их массы с массами сверхмассивных черных дыр в их центрах. Наблюдения космического телескопа Chandra позволили зарегистрировать рентгеновское излучение аккреционных дисков материи и исходя из этого оценить массы черных дыр. Светимости самих галактик в радиодиапазоне позволили оценить их собственные массы и сопоставить полученные цифры. Как и следовало ожидать, чем крупнее галактика, тем больше по размеру черная дыра в ее центре, однако в целом рост размеров черных дыр идет быстрее, чем галактик.

Зависимость размеров галактик и их сверхмассивных черных дыр оказалась нелинейной, а черные дыры у самых крупных из них – куда тяжелее, чем можно было предположить. Так, около 40% рассмотренных учеными галактик содержали "ультрамассивные" черные дыры массами 10 миллиардов солнц и более.