Ученые не нашли доказательств гипотезы о почти полном вымирании людей 75 тысяч лет назад

13 марта, 11:05 Распечатать

Согласно гипотезе, люди палеолита вымерли почти полностью из-за извержения вулкана Тоба.

Ученые не нашли доказательств почти полного уничтожения древних людей © Joel Santos / Barcroft Images

Ученые в ходе археологических раскопок не смогли найти подтверждения гипотезы, согласно которой люди палеолита вымерли почти полностью из-за извержения вулкана Тоба, случившегося 75 тысяч лет назад. Выводы исследователей были опубликованы в журнале Nature.

Извержение вулкана Тоба на Суматре стало одним из самых мощных и опасных извержений последней геологической эпохи. Вулкан выбросил 800 кубических километров пепла. В это время Земля переживала ледниковый период и ее накрыла еще более суровая вулканическая зима. Считается, что новое похолодание и ослабление солнечного света имело большие последствия для всей биосферы, вызвало массовые вымирания и едва не привело к гибели юного человечества.

Некоторые ученые предполагают, что в это время люди прошли через "бутылочное горлышко", на Земле осталось всего порядка 10 тысяч представителей вида, которые смогли пережить катастрофу. Вместе с тем, другими исследователями эта гипотеза оспаривается.

В ходе нового исследования ученые провели поиски доказательств катастрофы на побережье ЮАР, близ селения Пиннакл-Пойнт. Здесь находятся знаменитые пещеры, в которых с 2000 года не прекращаются раскопки: люди населяли их по меньшей мере с 170 тысяч и до 40 тысяч лет назад. Параллельно с образцами из Пиннакл-Пойнт они собрали отложения с разной глубины в расположенном в нескольких километрах от него палеолитическом раскопе под местечком Влисбай.

В обеих точках геологи обнаружили прекрасно сохранившиеся тефры, отложения вулканического пепла, относящиеся к эпохе взрыва Тобы. Соответствовал пеплу этого вулкана и их состав. Палеолитические артефакты в Пиннакл-Пойнт находятся и прямо под этим слоем, и непосредственно над ним – то есть никакого перерыва в деятельности людей в этой местности тогда не случилось. Ученые объясняют это довольно высокой устойчивостью "экономики" охотников-собирателей, которая позволила им быстро адаптироваться к сокращению флоры и фауны.

Вместе с тем, приверженцы гипотезы "бутылочного горлышка" не согласны с такими выводами. По их мнению, ученые могли пропустить тонкий слой пустого песка прямо над вулканическим пеплом, а именно он может указывать на короткий период резкого сокращения популяции.