Ученые назвали грибы одними из создателей атмосферы Земли

20 декабря, 2017, 03:30 Распечатать

Растения наполнили атмосферу кислородом благодаря симбиозу с грибами.

Грибы помогли растениям создать атмосферу Земли © NASA

Ученые заявили о том, что растения не смогли бы наполнить атмосферу Земли кислородом, если бы не симбиоз с грибами, которые обеспечивали их фосфором и другими минералами на протяжении сотен миллионов лет. Выводы исследователей были опубликованы в журнале Philosophical Transactions B.

Современная атмосфера Земли создана жизнью: фотосинтетические организмы наполнили ее кислородом и удалили углекислый газ. Однако миллиарды лет до того все было совсем не так. Атмосфера молодой планеты была бы для нас токсичной, полной углекислого газа, метана и сероводорода. Достаточно кислорода в воздухе стало накапливаться лишь после появления растений суши — 500–400 миллионов лет назад.

Однако современные растения фотосинтезируют, извлекая минералы из почвы с помощью корневой системы и распределяя ее с помощью проводящей системы. У первых растений суши не было ни того, ни другого, да и насыщенной растворимыми солями почвы еще не было. Они не могли получить даже обычный фосфор, совершенно необходимый для фотосинтеза.

Теперь же ученые выдвинули гипотезу о том, что уже первые растения могли осваивать сушу лишь в симбиозе с грибами. Отдавая им часть своей синтезированной органики, они получали взамен минералы, которые многие грибы способны растворять.

Исследователи провели эксперименты, которые показали, что современные представители древних грибов обеспечивают растениям приток минералов, интенсивность которого влияет на фотосинтез и выделение кислорода. Кроме того, компьютерное моделирование климата Палеозоя показало, что интенсивность обмена углерода и минералов между растениями и грибами существенно влияла на климат целой планеты — за счет изменения интенсивности поглощения углекислого газа и выделения свободного кислорода.