Ученые научили кишечную палочку вырабатывать обезболивающее

26 февраля, 2016, 12:57 Распечатать
Отправить

ГМ-бактерии кишечной палочки способны вырабатывать тебаин.

Ученые научили кишечную палочку вырабатывать обезболивающее
Ученые смогут производить более дешевые обезболивающие © Naked Science

Биоинженеры из Киотского университета создали генетически модифицированные бактерии кишечной палочки, способные вырабатывать тебаин. Сам по себе этот опиат является ядом, но выступает в роли ключевого прекурсора для синтеза важных обезбаливающих. Результаты работы исследователей были опубликованы на сайте phys.org.

По словам одного из авторов работы Фумихико Сато, "морфин и его аналоги обладают сложной молекулярной структурой, поэтому производство этих веществ непростое, оно занимает немало времени и оказывается дорогим, делая дорогими и препараты. Но с нашей E. coli мы можем за сутки получить из 20 грамм сахара 2,1 милиграмм тебаина – и это против 0,0064 грамм у ГМ-дрожжей".

Фумихико ссылается на работу китайских ученых, которые внедрили в дрожжевые клетки 20 новых генов, что позволило им создать более дешевый способ производства тебаина. Но японские бактерии оказались в 300 раз более эффективными, чем дрожжи. Кроме того, они не могут быть использованы для производства наркотиков в домашних условиях.

Дело в том, что метаболический путь, в ходе которого сахар превращается в тебаин, японские биологи разделили между четырьмя отдельными штаммами E. coli, каждый из которых берет на себя лишь определенный набор реакций. Добыть, а тем более, совместно культивировать сразу все нужные штаммы, следя за их здоровьем и ростом, намного сложнее, чем просто выращивать дрожжи в ферментере.

Фармацевты могут использовать эту технологию для производства анальгетиков, которые будут стоить гораздо дешевле, чем сегодня.

Ранее ученые смогли объяснить причину, по которой бактерии быстро приобретают устойчивость к антибиотикам. По мнению исследователей, важные свойства между семействами бактерий передаются с помощью миграции.

По материалам: Naked Science / Подготовил/ла : Фаина Ваулина