Ученые нашли древнейшую сухопутную рыбу

Ученые нашли древнейшую сухопутную рыбу Гесс и его коллеги совершили это открытие случайно – первые окаменелости им показали строители
Уникальная находка относятся к числу так называемых целакантов.

Палеонтологи обнаружили в устье одной из рек Южной Африки останки древнейшей рыбы-целаканта, чьи родичи и потомки могли переродиться в первых сухопутных животных.

Как говорится в статье, опубликованной в Zoological Journal of the Linnaean Society, эта рыба жила в морях Земли примерно 360 млн лет назад, пишут РИА Новости.

"Удивительно, но большая часть отпечатков тела этой рыбы, которые нам удалось найти, были оставлены мальками и молодыми особями. Это означает, что Serenichthys метали икру на мелководьях в устье реки, поросших водорослями, как это делают многие современные рыбы", - заявил Роберт Гесс из университета Чикаго.

Гесс и его коллеги совершили это открытие случайно – первые окаменелости им показали строители, прокладывавшие дорогу у берегов сезонной реки Сандспруит, протекающей в окрестностях фермы Ватерлоо на востоке ЮАР.

Когда ученый увидел эти отпечатки, он собрал команду из палеонтологов и на протяжении нескольких месяцев изучал те слои пород, которые строители извлекали во время постройки трассы. Плодом этих длительных поисков стало открытие нескольких десятков окаменелых останков древних лопастеперых рыб, сохранившихся в полном и не разрушенном виде.

Они относятся к числу так называемых целакантов – необычных обитателей пресноводных рек Земли времен девонского периода, которые обладали мощными плавниками и своеобразными "плечами" и "тазом", позволявшими им периодически выплывать на сушу и переползать в соседние водоемы. В этом им так же помогали примитивные легкие, позволявшие рыбе насыщать тело кислородом во время таких прогулок.

Достаточно долго ученые считали их прямыми предками сухопутных позвоночных, однако анализ ДНК латимерий, чудом доживших до наших дней целакантов, показал, что ими скорее являются предки современных двоякодышащих рыб (Dipnoi), далекие родичи целакантов.

Биологи впервые расшифровали геном живой "ископаемой" рыбы-латимерии. Открытая Гессом и его коллегами "семья" целакантов, которых они назвали Serenichthys kowiensis в честь имени жены ученого Серены и холмов Кови, где были найдены их останки, является древнейшими представителями этого рода в Африке, и потенциально – древнейшими подтвержденными целакантами на Земле. Их возраст, по оценкам исследователей, превышает 360 миллионов лет.

Сегодня, по словам Гесса, существует пять других древних окаменелостей предположительных целакантов возрастом в 416 миллионов лет, найденных в сланцах Австралии и Китая, однако они представляют собой достаточно фрагментированные останки, из-за чего их аутентичность вызывает сомнения у ряда специалистов. Вдобавок к этому, никому ранее не удавалось находить столь древнее нерестилище – возраст его ближайшего конкурента составляет 300 миллионов лет.