Ученые будут использовать гравитационные волны для предсказания цунами

Ученые будут использовать гравитационные волны для предсказания цунами Гравитационные волны помогут предсказать цунами
Измерения колебания гравитационного поля позволит предсказывать последствия землетрясений.

Ученые заявили о том, что колебания гравитационного поля Земли, которые возникают при изменениях геологической структуры, можно использовать для предсказывания последствий землетрясений, в частности, цунами. Выводы исследователей были опубликованы в журнале Science.

В ходе исследования ученые сосредоточили внимание на результатах измерения гравитационных волн, которые были зарегистрированы во время разрушительного землетрясения в Японии в 2011 году. Данные гравитационных измерений не учитываются сейсмологами, поэтому в 2011 году на то, чтобы поднять оценку с 7,9 до 8,8 у американских наблюдателей ушло 40 минут, а у японских – три часа. Даже небольшое увеличение магнитуды землетрясения означает много новых разрушений. И несколько секунд опережения могут спасти жизни – особенно в случае подводных землетрясений, самые мощные из которых влекут за собой цунами.

Гравитационные волны, которые рождаются тектоническими сдвигами, гораздо слабее тех, что появляются в результате слияний черных дыр и нейтронных звезд; долгое время сигналы первого типа считались слишком ненадежным способом узнавать о землетрясениях. Но ученые доказали, что на расстоянии в 1–2 тысячи километров разница в скорости сейсмических и гравитационных волн делает последние достаточно надежным источником информации.

Сейчас ученые ищут новые подтверждения своей концепции, в частности данные о гравитационных волнах, зарегистрированных во время и после землетрясений 2004 года на Суматре (магнитуда 9) и 2010 года в Чили (магнитуда 8).

Гравитационные волны были обнаружены детекторами LIGO, о чем было объявлено в феврале 2016 года. Они были порождены парой сливающихся черных дыр, чьи массы в 29 и 36 раз превышали солнечную, на расстоянии в 1,3 миллиарда световых лет от Земли. За доли секунды примерно три солнечных массы превратились в гравитационные волны, максимальная мощность излучения которых была примерно в 50 раз больше, чем от всей видимой Вселенной.