Первые годы жизни человека – период быстрого обучения, но зачастую мы не можем выделить какие-то конкретные воспоминания, связанные с тем периодом. Этот феномен известен как инфантильная амнезия. Но в ходе нового исследования ученые выяснили, что мозг младенцев все-таки формирует воспоминания, сообщает Science Alert.
Вместе с тем, вопрос о том, почему эти воспоминания тяжело воссоздать во взрослой жизни, остается открытым.
«Меня всегда завораживало это загадочное белое пятно, которое есть в нашей личной истории», — сказал Ник Терк-Браун, профессор психологии в Йельском университете и ведущий автор исследования.
В возрасте около года дети многому учатся: усваивают язык, начинают ходить, улавливают социальные связи и так далее. «Но мы не помним ни одного из этих событий — поэтому существует своего рода несоответствие между этой невероятной пластичностью и способностью к обучению, которая у нас есть», — сказал ученый.
Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, выдвинул гипотезу, что ранние воспоминания подавляются, хотя наука с тех пор в значительной степени отвергла идею активного процесса подавления. Вместо этого современные теории фокусируются на гиппокампе, части мозга, критически важной для эпизодической памяти, которая не полностью развита в младенчестве.
Но Терк-Браун решил сосредоточить свое внимание на данных, полученных в ходе предыдущих поведенческих исследований. Младенцы не разговаривают, поэтому не могут рассказать о своих воспоминаниях. Но они склонны дольше смотреть на знакомые вещи.
Недавние исследования на грызунах, отслеживающие активность мозга, также показали, что энграммы — паттерны клеток, которые хранят воспоминания — формируются в младенческом гиппокампе, но со временем становятся недоступными, хотя их можно искусственно пробудить с помощью техники, которая использует свет для стимуляции нейронов.
В ходе исследования команда ученых просканировала мозг 26 детей, половине из них было меньше года, а второй половине – больше. Сначала им показывали изображения лиц, сцен или объектов. Позже, после просмотра других изображений, им показывали ранее увиденное изображение вместе с новым.
Сравнивая активность мозга во время успешного формирования памяти с забытыми изображениями, исследователи подтвердили, что гиппокамп активен в кодировании памяти с раннего возраста. Это было справедливо для 11 из 13 младенцев старше года, но не для тех, кому было до года. Ученые также обнаружили, что у младенцев, которые лучше всего справлялись с заданиями на память, проявлялась большая активность гиппокампа.
«Из нашего исследования мы можем сделать точный вывод, что младенцы обладают способностью кодировать эпизодические воспоминания в гиппокампе, начиная примерно с одного года», — сказал Терк-Браун.
Ранее ученые заявили о том, что карнозовая кислота, которая содержится в розмарине и шалфее, может помочь в борьбе с болезнью Альцгеймера. Она уже была известна своими антиоксидантными и противовоспалительными свойствами, но она нестабильна в чистом виде.