Разработчики ИИ проводят переговоры со СМИ о правах на контент, обсуждают цены – FT

Поделиться
Разработчики ИИ проводят переговоры со СМИ о правах на контент, обсуждают цены – FT © unsplash/johnschno
OpenAI, Google и другие компании обсуждают соглашения о выплатах издателям за использование контента для обучения генеративных моделей искусственного интеллекта. 

Крупнейшие технологические компании мира ведут переговоры с ведущими СМИ о заключении сделок по использованию новостного контента для обучения искусственного интеллекта, пишет Financial Times.

Представители OpenAI, Google, Microsoft и Adobe в последние месяцы встречались с руководителями новостных изданий, чтобы обсудить вопросы авторского права на их продукты искусственного интеллекта, такие как текстовые чат-боты и генераторы изображений.

Такие издатели как News Corp, Axel Springer, The New York Times и The Guardian вели переговоры, по крайней мере, с одной из технологических компаний.

Участники переговоров, которые пока находятся на ранних стадиях, добавили, что сделки могут включать в себя выплату медиа-организациям абонентской платы за их контент для разработки технологии, лежащей в основе таких чат-ботов, как ChatGPT от OpenAI и Bard от Google.

Переговоры ведутся на фоне того, что медиагруппы выражают обеспокоенность угрозой, которую представляет для отрасли рост ИИ, а также опасения по поводу использования их контента OpenAI и Google без заключенных соглашений. 

Некоторые компании, такие как Stability AI и OpenAI, сталкиваются с судебными исками от художников, фотоагентств и кодеров, которые заявляют о нарушении контрактов и авторских прав.

Выступая в мае на конференции INMA, посвященной СМИ, глава News Corp Роберт Томсон подытожил возмущение отрасли, заявив, что "коллективная интеллектуальная собственность СМИ находится под угрозой, и мы должны решительно требовать компенсации. ИИ разработан таким образом, чтобы читатель никогда не заходил на журналистский сайт, что фатально подрывает журналистику".

Сделка должна установить план действий для новостных организаций в их отношениях с компаниями, занимающимися генеративным ИИ, по всему миру.

Руководители медиа-индустрии хотят избежать ошибок ранней эпохи Интернета, когда многие предлагали статьи бесплатно, что в конечном итоге подорвало их бизнес-модели. Затем такие крупные технологические группы, как Google и Facebook, получили доступ к этой информации, чтобы построить многомиллиардный рекламный бизнес в Интернете.

По мере роста популярности генеративного ИИ росли опасения и в новостной индустрии, учитывая способность технологии создавать убедительные массивы человекоподобного текста.

Недавно Google объявил о генеративной функции поиска, которая выдает написанное ИИ информационное окно поверх традиционного формата веб-ссылок. Эта функция уже запущена в США и готовится к выпуску по всему миру. 

В настоящее время некоторые дискуссии связаны с попыткой найти модель ценообразования для новостного контента, используемого в качестве обучающих данных для моделей ИИ. По словам одного из руководителей отрасли, одна из цифр, которая обсуждалась издателями, составляет $5-20 млн в год.

Матиас Дёпфнер, исполнительный директор компании Axel Springer, владеющей в частности Politico, Bild и Die Welt, после встречи с ведущими ИИ-компаниями Google, Microsoft и OpenAI сказал, что его первым выбором было бы создание "количественной" модели, подобной той, которая разработана в музыкальной индустрии, где радиостанции, ночные клубы и потоковые сервисы платят звукозаписывающим лейблам каждый раз, когда проигрывается трек. Для этого сначала потребуется, чтобы компании, использующие ИИ, раскрыли информацию о своем использовании медиаконтента, чего они в настоящее время не делают. 

Ежегодное соглашение о неограниченном использовании контента медиакомпании было бы "вторым лучшим вариантом" по мнению Дёпфнера.

Google ведет переговоры с британскими новостными изданиями, встречаясь с Guardian и NewsUK. Компания, принадлежащая Alphabet, давно сотрудничает со многими медиа-организациями, используя данные из контента, например, статей, чтобы обеспечить их оптимизацию для появления в поисковой системе. Компания использовала эти данные для обучения своих больших языковых моделей, по словам двух человек, знакомых с договоренностью. 

"Google предложил лицензионную сделку. Они согласились с принципом, что за это нужно платить. ... но мы не дошли до того, чтобы говорить о цифрах. Они признали, что есть разговор о деньгах, который мы должны провести в течение следующих нескольких месяцев, и это первый шаг", - сказал руководитель одной из медиакомпаний. 

После публикации данной статьи FT компания Google заявила, что комментарий руководителя газеты о потенциальной лицензионной сделке "не соответствует действительности. Это очень ранний период, и мы продолжаем работать с экосистемой, включая издателей новостей, чтобы получить их мнение".

Google не стал комментировать финансовые обсуждения. Однако поисковая компания заявила, что ведет "постоянные переговоры" с большими и малыми новостными изданиями в США, Великобритании и Европе и уже обучила свой ИИ "общедоступной информации", которая может включать платные сайты.

Гигант из Кремниевой долины добавил, что рассматривается еще один вариант, как предоставить издателям больше "выбора и контроля" над тем, станет ли их контент частью обучающего набора данных для ИИ, подобно тому, как он позволяет веб-сайтам отказаться от использования их контента в поиске. 

После запуска ChatGPT в ноябре глава OpenAI Сэм Альтман встретился с News Corp и The New York Times, по словам людей, знакомых с ходом обсуждений. Компания признала, что провела переговоры с издателями по всему миру.

Разработка финансовой модели для использования новостного контента для обучения ИИ будет чрезвычайно сложной задачей, считают руководители издательских компаний. Руководители одного крупного американского издательства заявили, что новостная индустрия работает задним числом, потому что технологические компании запустили эти продукты, не посоветовавшись с ними. 

"Не было никакого обсуждения, и теперь нам приходится пытаться получить деньги после того, как это произошло. То, как они запустили эти продукты, полная секретность, нулевая прозрачность, отсутствие общения до того, как это произошло, дает основания быть довольно пессимистичными", - говорит один из менеджеров.

Медиа-аналитик Клэр Эндерс считает, что переговоры "очень сложны в настоящее время".

"Поскольку каждая организация использует свой собственный подход, единое коммерческое соглашение для медиагрупп маловероятно и может быть контрпродуктивным. Чатботы не будут надежными инструментами, если их буквально обучают в основном на канализационных стоках женоненавистничества и расизма, которые составляют большую часть открытого, доступного текста", - сказала она.

По словам участников переговоров, технологические компании, создающие ИИ, стремятся сосредоточиться на его пользе для повышения эффективности работы редакций и улучшения журналистики и готовы платить миллионы, чтобы сохранить давние отношения с отраслью.

Брэд Смит, вице-председатель Microsoft, сказал, что компания находится "на ранних стадиях переговоров со СМИ и издателями, и часть этих переговоров заключается в том, чтобы помочь всем узнать о том, как обучаются модели, и как благодаря им получать больше дохода".

Генеральный директор Adobe Шантану Нарайен сказал, что за последние несколько недель он встречался с представителями Disney, Sky и британской газеты Daily Telegraph, чтобы обсудить, как для этих компаний разработать специальные модели, в частности для генерации изображений.

Модель Adobe обучается на картинках из собственной библиотеки стоковых изображений, а также на контенте, находящемся в открытом доступе и общественном достоянии, авторские права на который истекли. Нарайен сказал, что индивидуальные сделки и цены будут зависеть от компании, но клиенты могут добавлять в инструмент свой собственный контент.

Дёпфнер из Axel Springer выразил оптимизм по поводу того, что сделки будут достигнуты, поскольку и медиаорганизации, и политики осознали масштаб проблемы быстрее, чем во время последней большой волны технологических потрясений.

Компании ИИ "знают, что регулирование грядет, и боятся его", - сказал он, добавив: "В интересах всех сторон найти решение для здоровой экосистемы. Если не будет стимула для создания интеллектуальной собственности, то и стремиться будет некуда. И искусственный интеллект может превратиться в искусственную глупость".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме