Популярный метод редактирования генома приводит к множественным мутациям - ученые Редактирование генома может вызвать множественные мутации
Повреждения в геноме нельзя обнаружить стандартными методами ДНК-генотипирования.

Ученые из Института Сенгера заявили о том, что применение системы CRISPR/Cas, которая считалась одним из самых выдающихся научных прорывов последних лет, в клетках человека и мышей вызывает множественные мутации и повреждения в геноме. При этом, подобные повреждения нельзя обнаружить с помощью стандартных методов ДНК-генотипирования, сообщает Science Alert.

Отмечается, что уже не впервые ученые ставят под сомнение безопасность использования данного метода. В мае прошлого года исследователи из Калифорнийского университета заявили о том, что использование системы CRISPR/Cas вызывает сотни нежелательных мутаций в геноме. Вместе с тем, обвинения были сняты после того, как ученые, которые участвовали в исследовании, не смогли воспроизвести собственные результаты.

В ходе нового исследования ученые решили проверить возможность появления мутаций в стволовых клетках мышей и эпителиальных клетках человека. В результате оказалось, что система вызывает масштабные генетические перестройки, в том числе делеции (потеря участков хромосомы), затрагивающие несколько тысяч пар оснований вдали от от того участка, который непосредственно редактировался с помощью CRISPR. Такие мутации могут необратимо повредить важные гены, что смертельно опасно для пациентов, которым может проводиться генная терапия.

Ученые подчеркивают, что при худшем положении вещей мутации могут привести к тому, что важные гены будут "включены или выключены", что может повлечь за собой серьезные проблемы со здоровьем.

Ранее ученые обнаружили, что ДНК могут принимать любые формы, выходя далеко за пределы привычной "двойной спирали". Авторы установили, что двойная спираль, которая впервые была описана Джеймсом Уотсоном и Френсисом Криком в 1953 году, представляет собой всего лишь небольшой участок макромолекулы.