Римская мозаика, которая была недавно найдена в Великобритании, рассказывает давно утраченную версию истории Троянской войны. Она отличается от наиболее известной легенды, сообщает Live Science.
Артефакт известен как Кеттонская мозаика, показывает ключевой конфликт Троянской войны. Но он отличается от того, который был описан Гомером в «Илиаде». Мозаика вдохновлена менее известной версией истории, трагедией афинского драматурга Эсхила. Она называется «Фригийцы» и была написана в начале V века до н.э. До наших дней трагедия сохранилась лишь в виде фрагментов и анализов, рассматриваемых в других античных произведениях.
«Это захватывающее исследование, раскрывающее способы передачи историй греческих героев Ахилла и Гектора не только через тексты, но и через множество изображений, созданных художниками, работавшими с самыми разными материалами, от керамики и серебра до живописи и мозаики», — заявила Хелла Экхардт, археолог из Университета Рединга, которая не принимала участия в исследовании.
Размеры мозаики составляют 10 на 5,3 метра, вероятно, она покрывала часть пола в гостиной древней виллы. Мозаику создали в IV веке н.э., но ученые считают, что вилла была заселена раньше.
В версии Гомера греки 10 лет сражались против Трои, которая располагалась на территории современной Турции. Согласно легенде, Парис, сын троянского царя Приама, похитил Елену Спартанскую, а греки сражались за ее возвращение.
Мозаика изображает три сцены из конфликта между греческим героем Ахиллом и троянским принцем Гектором. Первая изображает сражение после того, как Гектор убил Патрокла, близкого друга и, возможно, любовника Ахилла. На втором Ахилл тащит мертвое тело Гектора за своей колесницей. А в третьей Ахилл продает тело Гектора его отцу, Приаму, за его вес в золоте.
Сначала ученые считали, что мозаика изображает сцены из «Илиады». Но первый автор исследования, историк из Университета Лестера Джейн Масселья, обнаружила, что некоторые детали мозаики не соответствуют версии Гомера. Теперь же ученые заявили о том, что в основе мозаики лежало повествование из «Фригийцев».
Например, в «Илиаде» Ахилл прямо заявляет, что не примет золото в качестве выкупа за тело Гектора. Кроме того, на мозаике Ахилл тащит тело Гектора вокруг гробницы Патрокла, в то время как в «Илиаде» - вдоль стен Трои. Фрагменты же «Фригийцев» описывают события так, как они показаны на мозаике. Более того, «Фригийцы» - единственный источник, который описывает события именно таким образом.
«В Кеттонской мозаике мы видим не только сцены, рассказывающие версию истории Эсхила, но и верхняя панель фактически основана на рисунке, использованном на греческом сосуде, датируемом временем Эсхила, за 800 лет до создания мозаики», — заявила Масселья.
Она отметила, что другие части мозаики также содержали узоры из более древних времен.
«Я обнаружила, что другие части мозаики основаны на узорах, которые мы можем увидеть на гораздо более древних серебряных изделиях, монетах и керамике из Греции, Турции и Галлии», — сказала Масселья.
Напомним, археологи обнаружили в Помпеях банкетный зал с черными стенами, на которые были нанесены фрески с изображениями героев Троянской войны. Ученые описывают эту «черную комнату» как одно из самых поразительных открытий, которые удалось сделать во время археологических раскопок на юге Италии.
