Всего через несколько лет Fаcebook потеряет 80% своих пользователей. К такому выводу пришли исследователи, сравнившие в своем анализе данные о динамике роста и падения популярности соцсети MySpace с моделями распространения инфекционных заболеваний.
По мнению Джона Каннареллы и Джошуа Спеклера из Принстонского университета в США, в 2015-2017 годах аудитория самой популярной сегодня в мире социальной сети резко снизится. К такому выводу они пришли, сравнив динамику роста и "вымирания" соцсетей, создававшихся раньше Facebook, с динамикой распространения инфекционных заболеваний.
"Известно, что идеи, как болезни, распространяются от человека к человеку, чтобы в конце концов исчезнуть. Это явление успешно описывается эпидемиологическими моделями, - пишут авторы работы. - Постепенно выразители идей теряют к ним интерес и перестают выражать их, что можно сравнить с приобретением "иммунитета" к идее".
Исследователи использовали данные о поисковых запросах по названию социальной сети MySpace в качестве примера того, как рост и падение популярности соцсети могут повторять распространение инфекции. MySpace была основана в 2003 году, в 2008-м достигла пика посещаемости, а к 2011-му ею практически перестали пользоваться.
Каннарелла и Спеклер исходно применили модель распространения инфекционных заболеваний SIR, разработанную еще в первой половине XX века. Она включает три переменные - количество пока не инфицированных особей (S), количество инфицированных (I) и число тех, кто приобрел иммунитет и излечился либо скончался в результате болезни (R).
Правда, модели SIR динамика роста и падения поисковых запросов "MySpace" соответствовала не вполне - в начальной и конечной стадиях распространения "инфекции" графики не совпадали. Тогда была применена более сложная модель, учитывающая "инфекционное выздоровление", irSIR. Ученые предположили, что пользователь покидает соцсеть тогда, когда ее покидают его друзья - то есть "заражается" уже отказом от соцсети. И, действительно, с графиком модели irSIR динамика роста и падения популярности MySpace совпала практически полностью.
В результате исследователи пришли к выводу, что в период с 2015 по 2017 годы Facebook потеряет 80% своих пользователей.