Японская компания планирует к 2050 году построить «лифт в космос»: возможно ли это Космический лифт сделает путешествие в космос быстрее и дешевле © Obayashi Corporation
Считается, что поездка на Марс в таком случае заняла бы всего три-четыре месяца.

Представьте себе длинный трос, который связывает Землю с космосом, который за относительно небольшую плату может переправить людей на другие планеты с высокой скоростью. По оценкам ученых, которые продвигают идею космического лифта, путешествие на Марс в таком случае вместо шести-восьми месяцев заняло бы два-три или даже 40 дней, сообщает Science Alert.

И японская компания Obayashi Corporation заявила о том, что знает, как воплотить эту идею в жизнь. Эта корпорация известна тем, что построила самую высокую башню в мире, Tokyo Skytree. В 2012 году она заявила о том, что хочет достичь еще больших высот и построить космический лифт. Ожидалось, что строительство проекта стоимостью 100 миллиардов долларов США начнется к 2025 году, а завершится – к 2050.

Поэтому СМИ решили связаться с Ёдзи Исикавой, который написал отчет и работает в отделе создания будущих технологий компании, чтобы узнать, как продвигается проект в преддверии 2025 года.

В комментарии Business Insider он отметил, что компания, скорее всего, не начнет строительство лифта в следующем году, но что она «занимается исследованиями и разработками, черновым проектированием, налаживанием партнерских отношений и продвижением».

Вместе с тем, некоторые ученые сомневаются в том, что реализация этой идеи в принципе возможна.

«Это была довольно странная идея. Тем не менее, есть люди, настоящие ученые, которые действительно согласны с этим и действительно хотят, чтобы это произошло», — заявил Кристиан Джонсон, который в прошлом году опубликовал отчет о космических лифтах в рецензируемом журнале Journal of Science Policy & Governance.

Более дешевый способ космических путешествий

Запуск людей и объектов в космос стоит очень дорого. Например, по подсчетам NASA, запуск четырех миссий «Артемида» обойдется в 4,1 миллиарда долларов за запуск. Причина заключается в том, что для того, чтобы вывести ракету на орбиту, необходимо много топлива. Но топливо тяжелое, поэтому для запуска нужно еще больше топлива. «Итак, вы видите здесь своего рода порочный круг», — сказал Джонсон.

Но космическому лифту топливо и ракеты не нужны. Согласно некоторым проектам, космические лифты будут доставлять грузы на орбиту на электромагнитных транспортных средствах, называемых альпинистами. Эти альпинисты могут получать питание дистанционно – например, от солнечной энергии или микроволн – что устраняет необходимость в бортовом топливе.

В своем отчете для корпорации Obayashi Исикава написал, что этот тип космического лифта может помочь снизить стоимость перевозки товаров в космос до 57 долларов за фунт (примерно 450 граммов). По другим оценкам, цена космических лифтов в целом составляет 227 долларов за фунт. Для сравнения, запуск ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX стоит примерно 1227 долларов за фунт. И это одна из самых низких цен для космических запусков.

Но у этого способа ест и другие преимущества. Так, исключается опасность взрыва ракеты, а альпинисты будут доставлять грузы в космос с нулевыми выбросами.

Но сейчас на Земле недостаточно стали для того, чтобы построить космический лифт. Одна из основных проблем заключается в том, из чего создать трос или трубу. Чтобы выдержать огромное напряжение, которому она подвергнется, труба должна была бы быть очень толстой, если она будет выполнена из обычных материалов, например, стали.

Корпорация Obayashi может использовать углеродные нанотрубки. Они очень легкие и с меньшей доли вероятности сломаются под воздействием напряжения. Но есть одна загвоздка, пока нанотрбуки не удалось сделать длинными.

Чтобы успеть начать строительство космического лифта к 2050 году, необходимо преодолеть множество препятствий. По оценкам Исикавы, на строительство уйдет 25 лет. Но он отметил, что прогнозы на 2050 год всегда сопровождались оговорками относительно развития технологий. «Это не наша цель или обещание», — сказал он, но компания все еще стремится к этой дате.