Археологи обнаружили в Перу отлично сохранившиеся останки лам и морской свинки. На телах животных не было найдено никаких смертельных повреждений, поэтому ученые заключили, что их захоронили заживо, перевязав конечности веревками, сообщает Naked science.
Когда конкистадоры прибыли в Империю инков, они заметили, что те поклоняются множеству богов. Некоторые из них были небесными, другие относились к земле, морю, горам, пещерам, озерам и рекам. Инки также чтили предков и периодически совершали жертвоприношения.
Несмотря на то, что испанцы предоставили первые письменные свидетельства о жертвоприношениях, они редко описывали конкретные их типы. Среди самых известных – убийство сотен лам, а затем поедание их мяса.
В ходе нового исследования ученые в 2018 году проводили раскопки в Тамбо-Вьехо, административном центре инков в Перу. Они обнаружили четырех мумифицированных лам и морскую свинку. Радиоуглеродное датирование показало, что туши захоронили между 1432 и 1459 годами. Несмотря на то, что животных принесли в жертву 500 лет назад, их останки отлично сохранились.
Как объясняют ученые, расширение Империи инков привело к аннексии новых территорий. Южное побережье Перу было одним из регионов, находящихся под контролем инков. В каждой из долин инки основали административный центр, а Тамбо-Вьехо построили в долине Акари.
«Наши раскопки привели к беспрецедентному открытию ряда естественно мумифицированных лам, а также морских свинок, принесенных в жертву богам. Это указывает на то, что домашние животные играли ключевую роль в ритуалах у инков», — пишут авторы работы.
Ученые считают, что инки совершали жертвоприношения не только для того, чтобы задобрить богов, но и переманить на свою сторону жителей территорий, которые они заняли. Тела лам украшали браслетами и перевязывали разноцветными веревками. На могилы захороненных животных приносили перья, чтобы еще больше подчеркнуть власть инков над занятыми территориями.
«Инки считали, что нельзя что-то взять, не отдав взамен. Это означало, что аннексия других народов и их земель требовала обмена, чтобы уравновесить ситуацию. Особенно характерно это было для групп, которых завоевывали мирно, например жителей долины Акари. Признание инками местных божеств стало необходимым шагом, чтобы гарантировать устойчивые отношения между завоевателями и побежденными. Поэтому инки часто принимали местные святыни как собственные. Остается неясным, имела ли ранее земля, на которой был основан Тамбо-Вьехо, религиозное значение. <…> Подношения лам и морской свинки — материальное воплощение ритуалов, проводимых там. В конце концов, все эти обряды позволили инкам узаконить свое присутствие в долине Акари», — подытожили археологи.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал с новостями технологий и культуры.
Ранее археологи обнаружили в Перу 227 тел, которые принадлежали представителям культуры чиму. По утверждению исследователей, это – крупнейшее захоронение принесенных в жертву детей из всех, обнаруженных на данный момент.